Несладкое Сахарово. История о том, как пенсионер два месяца возил документы в ММЦ Москвы
На нашу недавнюю публикацию о трудностях получения российского гражданства людьми, переселившимися в Россию на постоянное место жительства, откликнулся читатель «Ферганы» Тахир Усманов (имя и фамилия изменены по его просьбе), который в своем письме в редакцию описал печальный опыт обращения своего 71-летнего отца в Многофункциональный миграционный центр в Сахарово. В течение более чем двух месяцев регулярных поездок в ММЦ пенсионер отстаивал многочасовые очереди, пытаясь сдать документы на статус временно проживающего в России, но ему это сделать так и не удалось. В итоге пожилому человеку пришлось покинуть Россию. Публикуем письмо Тахира и просим руководство Главного управления МВД по вопросам миграции обратить внимание на затронутые в нем проблемы.
Добрый день, дорогая редакция!
Очень часто читаю на вашем сайте информацию о мигрантах. После прочтения статьи «Переселенцы в России: Вернувшиеся домой или непрошеные гости?» решил поделиться с вами тем, с чем пришлось столкнуться самому. Мы являемся такими же российскими соотечественниками, о которых говорится в статье. Сам я и вся моя семья – жена, дети, мама и сестра (кроме отца) – имеем двойное гражданство – России и Таджикистана. Мама у меня русская, российское гражданство получила еще в 1990-е годы. Постоянно проживаем в Москве с 2008 года.
В уходящем 2016 году решили подать документы отца на приобретение гражданства Российской Федерации. Отец прилетел в сентябре 2016 года, и мы сразу посетили паспортно-визовый центр на Новослободской, хотели проконсультироваться, но это нам не удалось в силу того, что очередь была огромной, а от платной консультации отец отказался. Нам дали талон на сдачу документов на РВП (разрешение на временное проживание). У нас было 3 недели до сдачи документов, и мы занялись их подготовкой. По новостям родители услышали, что центр на Новослободской перенесли в поселок Сахарово (думаю, все мигранты там уже побывали).
В указанное в талоне время мы прибыли в ММЦ в Сахарово. Мы с мамой решили сопроводить отца, так как ему 71 год, но на первом же контрольно-пропускном пункте (КПП) нас остановили и не пропустили дальше, объясняя, что в ММЦ гражданам России делать нечего. Я долго добивался ответа – почему, но мне так и не объяснили. В первый наш приезд отец попал к инспектору, но документы у него не приняли, ссылаясь на какие-то недочеты.
У нас был выбор: взять талон на следующий прием, который состоялся бы через 2-3 месяца, или в следующий приезд встать в живую очередь. Мы выбрали второй вариант. В очередной приезд я прождал отца в машине с 8:00 до 20:00 часов (причем, стоянка там платная), но отец к инспектору не попал. Мы посещали ММЦ на протяжении 2,5 месяцев практически через день, вставали в 4 утра, чтобы в 6:30 быть в Сахарово и занять очередь. За все время нам удалось попасть к инспектору всего 4 раза!
Очередь в ММЦ выглядит следующим образом. Она начинается еще на улице перед первым КПП. Пока проходишь первое КПП по узенькой тропинке вдоль забора, частные микроавтобусы подвозят мигрантов прямо ко второму КПП, минуя первое, и у второго КПП наша очередь смещается далеко назад. Примечательно, что ко второму КПП позволено подъезжать только коммерческим маршруткам, автобусы «Мосгортранса» высаживают людей у первого КПП.
Второе КПП представляет собой проход через двух охранников и стальные крутящиеся двери. В само здание отец попадал в районе 9:00-9:30. Далее идет разделение очереди: в одну дверь входят люди для сдачи документов на патент, во вторую – на РВП, вид на жительство (ВнЖ) и гражданство. По мере заполнения сидячего зала люди попадают в стоячий зал, где можно простоять с 8:00 до 15:00 часов, что и делал мой отец неоднократно. Оказавшись (если повезет) в сидячем зале, можно прождать до закрытия, так и не попав к инспекторам в следующий зал – с окнами для приема документов. Все залы разделены между собой не стеклянными стенами, а решетками.
Пару раз меня пропустили к отцу – я говорил, что мне нужно передать таблетки и деньги, чтобы отец там поел. Только после этого я понял, почему туда не впускают граждан России – чтобы никто не видел, как там относятся к людям (иностранцев все равно никто не послушает). Не знаю, как обстоят дела в той части центра, где выдают патенты, но работа по приему документов на РВП, ВнЖ и гражданство проводится неудовлетворительно. Грубое, пренебрежительное отношение к иностранным гражданам и непрофессионализм инспекторов вызывают обоснованное возмущение.
Так как у отца в 20-х числах декабря заканчивался трехмесячный срок пребывания, в последний наш приезд я настойчивым образом обратился к охране, чтобы они пропустили нас в зал подачи документов. Находясь с раннего утра в ММЦ, только в 19:30 мы с отцом попали в этот зал. К моему удивлению, в нем из 21 окна работали всего 4-5, и столько же сидело людей (по словам отца, даже в дневные часы там принимают только 10-11 окон). Я был поражен, как такое может быть, когда в предыдущем сидячем зале находились более 30 человек, которые продолжали надеяться на прием. Но самое большое потрясение нас ожидало дальше. Когда мы, наконец, «добрались» до окна инспектора, оказалось, что сотрудник уже выключил компьютер и сдал печати, хотя до конца рабочего дня оставалось еще полчаса (!), поэтому он быстро нашел в анкете графу, заполнение которой ему не понравилось, и вернул нам документы, ничего не объясняя. Пока отец пытался ему что-то сказать, он опустил жалюзи.
Что касается правильности заполнения анкет, то каждый инспектор видит эту правильность по-своему. Один исправляет «РФ» на «Российская Федерация», а после исправления и попадания к другому инспектору через неделю-две (так как очередь огромная) другой инспектор просит заменить «Российская Федерация» на «РФ». Доказывать им что-либо бесполезно. Попасть к начальнику отдела невозможно, так как он принимает по три часа в день и не каждый день.
По моим наблюдениям, в окнах сидят не инспектора, а люди по найму (так как они не в форме сотрудника МВД), которые обучены проверять комплект документов, но не разбираются в законодательстве. Иначе как объяснить, что они запрашивают у людей документы, предоставления которых закон не требует. Или их цель – заставить человека волноваться, испытывать стресс, поставить перед ним трудновыполнимую задачу?
Например, отца попросили принести свидетельства о рождении его родителей, которых уже давно нет в живых. При том, что отцу, как я уже сказал, 71 год. Или другой пример. Поскольку папа подавал на гражданство по маме, то есть своей супруге, то попросили принести ее свидетельство о рождении и нашли там несоответствие в русском и таджикском вариантах названия поселка, в котором она родилась. На одной странице свидетельства на русском языке написано Ганчи, а на другой на таджикском – Гончи. Теперь от отца требуют принести справку из библиотеки Ленина о том, что это одно и то же географическое название. Не абсурд ли?
Я вам рассказал всего лишь о некоторых моментах из нашего опыта посещения ММЦ. А таких дней у нас было более 30-ти. Пытаясь достучаться до правды, я звонил по телефонам горячей линии МВД, но ни один из телефонов так и не ответил. Дозвонился я только до управления по миграции МВД по Москве на Ордынке, но там мне сказали, что никакого отношения ММЦ к ним не имеет, и отвечать на мои претензии не стали. На сайте ММЦ не указано ни одного номера телефона, дан только телефон единой справочной службы правительства Москвы. На территории ММЦ также нет контактов начальников отделов или специалистов, с которыми можно связаться в случае возникновения нестандартных ситуаций. У каждой двери стоит охранник, который не пускает людей к инспекторам. Чем иметь такое количество охранников, лучше бы компетентных инспекторов больше взяли на работу – совершенно очевидно, что там их не хватает.
Что мы имеем на сегодня. Срок регистрации у отца пару дней назад истек. Пришлось покупать билеты в Таджикистан и обратно, теперь он вернется в первых числах января, и вся процедура начнется заново. Проблема в том, что ему и лететь-то не к кому, поскольку он окончательно переехал к нам, и в Таджикистане жилье уже продано.
Хотелось бы, чтобы мое письмо попало в поле зрения начальства МВД и ММЦ. Я прошу их руководство обратить внимание на компетенцию работников, принимающих документы на РВП, ВнЖ и гражданство, и нехватку специалистов. Как людям в течение трех месяцев пребывания в России успеть сдать документы на РВП, если приходится днями отстаивать огромные очереди, и при каждой подаче новый сотрудник находит в них новые недочеты? Разве нельзя вывесить образцы заполнения анкет именно теми словами и формулировками, которые требуются, чтобы не гонять людей из-за одного слова, и просто по-человечески относиться к посетителям, а не заниматься формализмом и буквоедством? Почему бы не позволить сопровождать пожилых и больных людей в ММЦ их родственникам – гражданам России? В случае отклика готов связаться непосредственно с руководством МВД и ММЦ.
С уважением, Тахир Усманов