Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Голоса миграции. Как Энвер стал Анваром и нашел в Таджикистане то, что искал в России

08.01.2017 17:02 msk, Азиз Рустамов

Миграция  Россия Таджикистан Религия
Голоса миграции. Как Энвер стал Анваром и нашел в Таджикистане то, что искал в России

Еще недавно уроженец Таджикистана, этнический татарин Энвер Лашкин был атеистом и даже не помышлял о посещении мечети. Несколько лет назад он уехал из Таджикистана в Россию. Но новой родины там так и не обрел. Череда жизненных неурядиц заставила его вернуться в Таджикистан и привела… в ислам. Энвер взял новое имя – Анвар Раджабов – и стал правоверным мусульманином. Недавно Анвар женился на девушке из узбекской семьи и, по его словам, наконец, нашел счастье и покой.

Где она – родина?

Энвер Валерьевич Лакшин родился 12 июня 1974 года в семье рабочих в поселке Гафуров Бободжонгафуровского района, что на севере Таджикистана. Его родители трудились на хлопкоочистительном заводе: отец был электриком, мать – секретаршей-машинисткой. Когда мальчику было 6 лет, родители разошлись, Энвер и его младший брат Андрей остались с матерью. Окончив среднюю школу в Гафурове, Энвер поступил в ПТУ №75 родного поселка, где получил специальность тракториста-машиниста широкого профиля. Затем была армия, служба в российской 201-й мотострелковой дивизии.

Отслужив, Энвер вернулся в родной поселок. Как многие местные ребята, зарабатывал на жизнь у частных лиц. Энвер хорошо разбирался в строительных делах. Его ценили, как мастера, потому что он качественно выполнял свою работу. На одном объекте Энвер подружился с Олегом, который работал строителем-отделочником. Однажды вечером Олег пришел к Энверу и сообщил, что завтра улетает в Москву на заработки. «Я найду хорошую работу и тебя позову», - пообещал он Энверу.

В начале 2008 года Олег, действительно, вызвал Энвера и даже помог ему с деньгами на авиабилет. В Россию Энвер уезжал с надеждой, что на родине родителей он найдет хорошую работу, женится, создает семью, будет воспитывать детей – словом, обустроит свою жизнь. Сразу после прибытия в Москву первым делом он занялся оформлением официальных документов, предоставляющих право на работу. Но, доверившись знакомым, Энвер попал на удочку посредника, который «устраивал» его на работу, но забирал себе существенную часть заработка.

Через три года такой работы, едва сводя концы с концами, Энвер решил уехать из столицы. По настоянию друзей он отправился на север – в город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа. Ему сказали, что там живет много таджиков, и они, наверняка, помогут ему с работой и жильем. Энвер снова понадеялся на знакомых. И опять через посредника он устроился на стройке у частного лица. Отработал шесть месяцев. Но посредник все никак не расплачивался с ним, каждый раз придумывая разные причины, чтобы отсрочить выплату. Энвер понял, что попал на руки аферистов, которые эксплуатируют его, как раба. Он уехал из Сургута и отправился в Омск, где устроился сторожем на одном предприятии.

- В Сургуте и Омске я работал уже без оформления документов. Чтобы получить разрешение на работу, нужны были деньги, которых у меня не было. Тот человек в Сургуте, который устроил меня на работу, обещал отправить мне заработанные деньги, но шли месяцы, а денег я так и не получил. В мае 2013 года в одном из скверов Омска я попал в руки сотрудников ФМС. Они сказали: «Что, домой хочешь вернуться?». Тогда я был разочарован, расстроен, чувствовал себя обманутым человеком. Я скучился по своим друзьям в Таджикистане. Меня угнетала мысль, что из-за отсутствия денег я не смог поехать на похороны матери, которая умерла в январе того года. Я вдруг осознал, что в России меня никто и ничто не держит, и что оставаться мне здесь нет никакого смысла. Ведь пять лет жизнь в России не изменили мою жизнь к лучшему. Я понял, что хоть на родине нет больших денег, но там я – уважаемый и свободный человек. И без колебаний я ответил представителям ФМС: «Да, хочу на родину», - рассказывает Энвер-Анвар.

Стать мусульманином

Энвера депортировали. Вернувшись в Таджикистан, он устроился на работу заведующим хозяйственным отделом общества инвалидов города Бустона (бывший Чкаловск). Сотрудники его сразу полюбили за трудолюбие, вежливость, аккуратность и честность. Вместе с друзьями и коллегами Энвер стал время от времени посещать мечеть, где слушал проповеди.

Раньше Энвер считал себя атеистом и религией особо не интересовался. Его отец Валерий Николаевич Лашкин был мусульманином, а мать Галина Николаевна – христианкой. Потому и детей в интернациональной семье решили назвать Энвером и Андреем – для соблюдения культурного баланса.

- В принципе я знал, что отец и его предки были мусульманами. Но тяги к вере у меня особо не было. Видимо, у каждого человека наступает время больших перемен в жизни, когда он ищет в прошлом свои истоки и корни, думает о своем настоящем и будущем. Так получилось и со мной – как будто некое послание от Всевышнего получил, и сердце подсказало: ты должен вернуться к вере отца. Первое, что я сделал, – выучил шахаду «Ашхаду алля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» («Нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха» – формула единобожия, которая вводит человека в Ислам. – Прим. «Ферганы»), стал читать Коран. В соборной мечети при имаме и свидетелях он принял ислам и взял имя Анвар.

Каждую пятницу вместе с другими Анвар ходит в мечеть, осваивает тексты молитв, молится по-своему. После коллективного намаза начинается его личное общение с Богом.

- Я раскрываю ему свою душу, рассказываю о своих намерениях, планах, мечтах и прошу его помочь в их осуществлении. Самое главное – это вера, когда ты сердцем и душой признал существование Бога, его посланника и его священных книг, ада и рая и продолжение жизни на том свете. Я искренне молюсь, и Бог услышал мои молитвы. Сбылась моя мечта – я нашел свою половинку, - говорит Анвар.

Счастье оказалось рядом

С Рохилой Раджабовой Анвар познакомился в начале 2016 года. Однажды Анвар вместе с другим сотрудником общества инвалидов Рустамом отправился навестить его родственников в село Чорбог соседнего Пенджикентского района. Там разговор зашел о женитьбе Анвара. Родные Рустама сразу предложили ему познакомиться с хорошей девушкой-узбечкой из их села. Рохила понравилась Анвару с первого взгляда – скромная, воспитанная, хозяйственная. В народе про таких говорят – «духтари хона», то есть домашняя девушка. Рохилу сосватали, обговорили все условия свадьбы.

В июне Анвар и Рохила поженились. Анвар взял фамилию жены. Молодожены отправились в Бустон, где у Анвара есть работа. Сейчас супруги ждут появления на свет своего первенца.

- Для меня разницы нет – сын будет или дочка. Кого Бог даст, тому будем радоваться. Научим его таджикскому языку, потому что это язык его родины. Будем говорить с ним также на русском – языке моей матери, и, конечно, на узбекском – языке его мамы. Сейчас я думаю о приобретении своей квартиры, чтобы были все условия для полноценного развития малыша. Вот так бывает – уезжаешь, ищешь свое счастье где-то далеко, а оно оказывается совсем рядом, - говорит Анвар.

Он надеялся найти лучшую жизнь в России, но не знал, что фортуна повернется к нему лицом там, где он родился. Анвар рад, что после пятилетних скитаний принял решение вернуться в Таджикистан. Здесь он снова обрел родину, семью и веру.

Азиз Рустамов

Международное информационное агентство «Фергана»