Голоса миграции. Поздний разум
В жизни всегда есть место благим делам и милосердию – не за каждую услугу нужно ждать вознаграждения. Так считает трудовой мигрант из киргизского Оша Имрон Исмаил (творческий псевдоним), ставший уже нашим постоянным автором. Сегодня мы представляем читателям еще один очерк Имрона, в котором он рассказывает о том, как миграция изменила жизненные установки его приятеля Хатама. «Спасибо в карман не положишь», - еще недавно утверждал Хатам. Но, ощутив чувство радости от бескорыстной помощи, теперь он думает иначе.
Один мой приятель-мигрант считал, что сейчас деньгами измеряется абсолютно все. Мы всегда спорили по этому поводу. Я утверждал, что на самом деле это не так, но Хатам со мной не соглашался. Он говорил, что «спасибо в карман не положишь», поэтому за «спасибо» он работать не будет.
Как и большинство мигрантов, мы с Хатамом снимали койко-места в большой комнате, где, кроме нас, жили еще пять человек. Однажды наш сосед позвал нас на помощь. Мы с Хатамом согласились и пошли. Там нужно было передвинуть шкаф на другое место. Сосед нам стал давать деньги за работу. Я сразу же отказался, сказав, что мы всего лишь помогли соседям – за это мы денег не возьмем. Когда мы уходили, Хатам недовольно посмотрел на меня, и я понял, что мои слова ему не понравились. Мы вышли, и он сказал мне с упреком:
- Почему ты не вязал деньги? Ты, что, состоятельный человек? Тогда почему приехал на заработки?
- Слушай…, - начал было я.
- Нет, это ты слушай, - перебил Хатам, - здесь тебе не родина. Свою добросердечность показывай у себя дома. А мы сюда зарабатывать приехали. Если всегда будешь так поступать, то останешься голодным.
Он долго ворчал и читал мне нотацию. И я даже начал сомневаться, правильно ли поступил, отказавшись от денег.
Оприходованный холодильник
Хатам – очень практичный парень. Он всегда находит, где и на чем можно подзаработать. Когда он видел на улице или в других местах выброшенные вещи, то сразу забирал их с собой. Это могло быть что угодно – бытовая техника, мебель, кухонные приборы, одежда, книги и так далее. Самое интересное, что все найденное он умудрялся продавать. Однажды он притащил в нашу квартиру старый холодильник. Поставил его в коридоре, почти закрыв проход на кухню. На следующий день пришла наша хозяйка и начала возмущаться:
- Это еще что за железный лом?!
- Это холодильник, - робко ответил Хатам.
- Я и сама вижу, не умничай. Короче говоря, чтоб через пять минут этого металлолома здесь не было.
Мы поволокли холодильник вниз с четвёртого этажа.
- Возле мусорного контейнера оставляем? – спросил я.
- Нет! – Хатам начал нервничать. – Отнесём под балкон.
Вечером мы ложимся спать. В 12 часов ночи Хатам выглянул с балкона, чтобы посмотреть, стоит ли холодильник. Убедившись, что он на месте, пошел спать. В 3 часа ночи опять встал, посмотрел и спокойно лег. Утром Хатам вышел на балкон и вдруг мы слышим крик: «Нету! Кто-то украл!». Он побежал вниз и через некоторое время вернулся в плохом настроении. Хатам не нашел холодильника. Через пару дней выяснилось что, его забрали другие мигранты-дворники. Хотя мы посочувствовали Хатаму, но нам было смешно: наш брат быстро оприходует все бесхозное. Мы стали шутить на эту тему, и в итоге Хатам начал смеяться вместе с нами.
Бабушка и внук
Однажды мы с Хатамом шли по улице, и возле супермаркета нас остановила бабушка. Она попросила купить ей продукты по ее списку. Бабушка пожаловалась на больные ноги – она еле шла, опираясь на трость.
- Вы сначала купите, а потом я с вами рассчитаюсь по чеку и за обслуживание отдельно дам, - сказала она.
- Бабушка, Вы не беспокойтесь, мы обязательно поможем, - сказал Хатам и взял из ее рук список продуктов.
Мы быстро сделали покупки. Старушка отдала нам деньги за продукты и отдельное вознаграждение за услугу. Хатам, как обычно, взял деньги. Бабушка потихонечку пошла. Но на этот раз я не выдержал:
- У тебя есть совесть, тебе не стыдно? Ведь она пожилая женщина!.. Так… Деньги ты взял, теперь иди, возьми у нее сумки и помоги отнести до дома, - психанул я.
Как обрадовалась бабушка, когда мы предложили отнести ее сумки. Мы медленно шли и разговаривали с ней. Когда мы пришли, она пригласила нас зайти в гости. Конечно, мы отказывались, но она нас уговорила:
- Я хочу познакомить вас с внуком Павлом. Он с рождения инвалид, прикован к постели, и, когда он видит людей, он очень радуется.
Нас тронули ее слова, и мы зашли в квартиру. Внук лежал на кровати.
- Сынок, я пришла, вот эти люди помогли мне.
- Да это пустяки, - сказал я и посмотрел на Хатама. Он был в шоке. Его взгляд был обращен к ребёнку.
Мальчик был очень проницательный и умный. Я с ним долго разговаривал, а Хатам о чём-то думал и молчал. Когда мы прощались, Хатам прошёл вперёд, достал из кармана деньги, которые бабушка ему дала, и положил на шкаф. Меня обрадовал поступок Хатама. Когда мы вышли из квартиры, я решил похвалить его:
- Хатам, ты мужик, - похлопал я его по плечу, но вдруг по его щекам покатились слезы. – Что с тобой, друг?
- Я вспомнил своего ребенка… Просто я соскучился. Нет… Меня растрогал этот мальчик…
Радость от помощи
В этот же вечер наша соседка Ирина Олеговна попросила нас зайти. Вот уже 6 месяцев у неё муж лежит парализованный. Иногда она просит нас помочь ей поднять мужа, чтобы поменять ему постель. Ирина Олеговна всегда за это давала небольшие деньги.
- Имрон, пошли, - сказал Хатам.
Я с удивлением посмотрел на Хатама – в последнее время он никогда меня не звал с собой, потому что я отказывался брать деньги за небольшие услуги у тех, кто сам в них нуждался. Мы помогли Ирине Олеговне. Пока мы там были, она нам рассказала, как познакомилась с мужем, как он за ней ухаживал. Оказывается, они долго работали вместе в одном образовательном учреждении.
- Я до сих пор люблю своего мужа, - сказала она, и я подумал, что это и есть настоящая любовь. – Ребята, на шкафу, как обычно, оставила вам деньги, возьмете! – напомнила на прощание Ирина Олеговна.
Хатам не взял. Ирина Олеговна опять сказала: «Ребята, не забудьте взять деньги». Я хотел сказать, что нам не нужно, но промолчал, глядя на Хатама. Когда Ирина Олеговна в третий раз упомянула о деньгах, Хатам сказал:
- Ирина Олеговна, нам не нужны деньги.
- Как это так, ребята? Если мало, я немного прибавлю – я ведь без вашей помощи не смогу ничего сделать.
- Ирина Олеговна, - сказал вдруг Хатам, - если Вам нужна помощь, обращайтесь хоть каждый день, хоть каждый час, но мы больше деньги с Вас брать не будем.
Я совсем растерялся от неожиданности. Когда мы вернулись в свою комнату, Хатам всем объявил:
- Ребята, с сегодняшнего дня, если Ирина Олеговна попросит кого-то из нас о помощи, выполняем, но деньги не берем!
Ребята посмотрели на Хатама с удивлением, ведь еще недавно он торговался с ними из-за каждого рубля.
- Знаешь, - сказал мне Хатам, - я понял, что 100-200 рублей меня богатым не сделают, а когда людям поможешь, и самому на душе приятно.
Действительно, наш Хатам стал совсем другим человеком.
Имрон Исмаил
От редакции: Если вы хотите поделиться своей историей, случаем из жизни, рассказать о проблемах, в которыми вы столкнулись, будучи трудовым мигрантом, о том, как живет ваша семья, оставшаяся на родине или приехавшая вместе с вами в Россию, напишите или позвоните нам, и мы обязательно опубликуем ваш рассказ. E-mail главного редактора – dan@kislov.ru. Телефон редакции: +7(495)132-62-58. Связь с редакцией также возможна с этой страницы.