По европейскому подобию. Быть ли Центральноазиатскому Совету?
Начиная с сентября 2016 года, контакты между президентами, министрами и другими официальными лицами Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана заметно активизировались. Заявления, сделанные главами государств во время личных встреч или телефонных разговоров, вселяют надежду на то, что наши страны выходят на новый уровень сотрудничества.
Так, во время встречи с президентом Кыргызcтана Алмазбеком Атамбаевым 24 декабря 2016 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сказал: «Совместными усилиями страны могут нарастить торгово-экономические отношения, товарооборот», - и далее добавил очень важные, на мой взгляд, слова: «За эти три месяца ваша делегация приезжала к нам, наша делегация ездила к вам, очень много позитивного произошло у двух наших народов. Они этого очень долго ждали». Слова президента Узбекистана «они [наши народы] этого очень долго ждали» – это признание факта, что существуют проблемы, и народы наших стран хотят и ждут от руководителей государств их решения.
Заявления, сделанные Алмазбеком Атамбаевым во время этой встречи, также дают надежду на то, что взаимоотношения между нашими государствами выходят на новый уровень. Кыргызский лидер, в частности, сказал, что «нам надо сделать все, чтобы люди не ощущали границ», а также, что «...этап борьбы за независимость закончился, нужно делать упор на экономику, развитие отношений, снятие ограничений и ненужных преград».
Есть сдвиги и в отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном. Так, по сообщениям СМИ, во время телефонного разговора 5 декабря 2016 года «президенты двух стран Шавкат Мирзиёев и Эмомали Рахмон обсудили круг вопросов таджикско-узбекских отношений, рассмотрели перспективы их развития в духе созидательных традиций в историческом наследии многовековых добрососедских взаимоотношений двух народов». А ведь до этого отношения между странами были почти враждебные.
Евро-азиатские параллели
Всё это радует, но когда пишу об этом, я вспоминаю слова, сказанные в 1947 году датским министром торговли Йенсом Отто Крагом, который был очень активным поборником создания организации для координации сотрудничества между Данией, Швецией и Норвегией: «В моем кабинете в министерстве торговли в Копенгагене у меня есть шкаф, в котором я храню важные документы. Здесь у меня есть ящик с названием «Обзоры и отчеты по скандинавскому экономическому сотрудничеству». Он просто переполнен. Масса бумаг. Но там нет ящика под названием «Итоги сотрудничества скандинавских стран».
Все понимают и осознают необходимость сотрудничества. Жители государств нашего региона во все века свободно и без препятствий передвигались, торговали, если было нужно, селились на территории друг друга. Так было и во времена СССР. Но после распада Советского Союза государства-соседи в Центральной Азии как будто позабыли о вековой дружбе, оградились границами, начали ограничивать свободное передвижение людей и проводить недружественную политику в отношении друг друга. Все понимали, что это неправильно, что так жить нельзя, но все равно практических шагов для улучшения отношений в этом направлении не было. Но сейчас, мне кажется, появился реальный шанс для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана начать конкретные действия для осуществления мечты наших народов о добрососедских отношениях. Сейчас между лидерами трех стран исчез фактор личной неприязни, который ранее существовал и тормозил процесс сотрудничества.
Я неслучайно вспомнил датского министра торговли, который жаловался на то, что нет практических результатов сотрудничества. Страны Северной Европы, в конце концов, преодолели многочисленные разногласия и создали организацию для координации сотрудничества между собой. Усилиями политиков и народов этих стран был создан Северный Совет, который существует и работает по настоящее время, несмотря на то, что страны Северной Европы являются членами других многочисленных международных союзов и организаций. Так, некоторые из этих стран являются членами НАТО, а другие – нет, некоторые являются членами ЕС, а некоторые – нет. Так что сотрудничеству соседних братских стран не мешает их участие в тех или иных политических или военных союзах.
Опыт Старого Света. А нам слабо?
Изучая историю создания Северного Совета, я очень часто думал, что их опыт может быть очень полезен государствам Центральной Азии. Наши страны сегодня так же, как и скандинавские страны тогда, имеют много противоречий и претензий друг к другу, недоверия и обид прошлого. Ни одна из стран Северной Европы не хотела связывать себя какими-либо обязательствами перед соседом и, наоборот, доказывала, почему она должна получать больше преимуществ от возможного сотрудничества. В результате долгих споров все расходились по своим домам, со своим мнением, не находя объединяющего всех довода о том, почему нужно создавать общий орган для координации сотрудничества.
Решение нашел премьер-министр Дании Ханс Хедтофт (Hans Hedtoft), который в 1951 году на одной из встреч с членами парламентов скандинавских стран предложил устраивающий всех вариант: регулярно встречаться и советоваться друг с другом без всяких обязательств. Все согласились с этим предложением, и в течение года оно прошло обсуждение в парламентах и правительствах стран Северной Европы. А 16 марта 1952 года парламентами и правительствами Дании, Исландии, Норвегии и Швеции было принято решение о создании постоянного Совета для встреч парламентариев и правительств. Этот совет назвали Северным Советом (Nordic Council).
Было объявлено, что основная цель Северного Совета – сделать регион хорошим местом для пребывания, жительства и работы. Да, именно так просто и была сформулирована главная цель нового объединения. На пути к достижению этой цели уже через два года, а именно 1 июля 1954 года, было принято первое конкретное решение о создании «Северного паспортного союза», позволившее гражданам государств, входящих в Северный Совет, свободно путешествовать и жить в любой стране объединения – без загранпаспорта и вида на жительство. Регион стал общим рынком труда для его граждан. Позже членами Совета стали и другие страны Северной Европы, а в 1971 году был образован Северный Совет министров.
Завершая своей экскурс в историю создания Северного Совета, хочу сказать, что сейчас как никогда ранее появилась удобная возможность для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана создать орган для координации сотрудничества между ними. Руководителям этих стран не нужно создавать что-то трудновыполнимое или запускать проекты, которые требовали бы огромных финансовых вложений. Сейчас самое важное для властей трех стран – создать постоянную платформу или форум, где они могли бы встречаться и разговаривать друг с другом. Уверен, от этих встреч будет только польза как для самих участников, так и для народов, которые они представляют.
Ферганская долина – ключ к интеграции
Почему в своих рассуждениях я пишу только о сотрудничестве между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном? Причиной этого является географически закрытый и самый густонаселенный регион Центральной Азии – Ферганская долина, которая поделена между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном с имеющимися там анклавами. Этот фактор делает необходимым решение проблем между тремя странами, прежде чем ставить вопрос о координации сотрудничества всех пяти республик Центральной Азии. Если руководители Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана найдут общий язык и наладят сотрудничество, то это станет залогом того, что внутренние разногласия не уничтожат сотрудничество пяти стран региона в будущем. Именно поэтому центральноазиатская интеграция должна быть поэтапной. Сначала должны сблизиться страны, у которых накопились наибольшее количество взаимных проблем, и которые возможно решить только путем взаимопонимания и сотрудничества, а потом к этому Центральноазиатскому Совету присоединятся другие страны региона.
Руководители трех государств-соседей могут сами договориться, где и как проводить работы по созданию Центральноазиатского Совета. Так, например, с учетом высокого уровня развития парламентаризма в Кыргызстане можно было бы предложить сделать местом нахождения постоянного Совета парламентариев трех стран Бишкек, а постоянного Совета министров – Душанбе.
Отдельно хочу уделить внимание роли президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в вопросе создания Центральноазиатского Совета. Будучи лично знакомым с Нурсултаном Абишевичем еще со времен работы в Верховном Совете СССР, знаю его как большого сторонника сотрудничества и интеграции стран нашего региона и уверен, что политический патриарх нашего региона одобрит и поддержит стремление руководителей Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана начать процесс консультаций по созданию совещательно-координационного органа трех государств.
Пулат Ахунов, председатель Общества Центральная Азия (Швеция)