Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Голоса миграции. Когда случается неожиданное, но не случается ожидаемое

Голоса миграции. Когда случается неожиданное, но не случается ожидаемое

Сегодня в рубрике «Голоса миграции» мы представляем две невыдуманные истории, записанные нашим автором Имроном Исмаилом (творческий псевдоним мигранта из киргизского Оша). Оба рассказа изложены с некоторой долей самоиронии. В первом из них автор повествует о своем необычном трудовом опыте, а во втором — описывает весьма нетипичное и даже парадоксальное поведение своего приятеля-мигранта, который решил уехать из России на родину и больше не возвращаться.

* * *

Все работы хороши

Большинство мигрантов в России готовы на любую работу — лишь бы была хорошая зарплата. Они работают не только строителями, уборщиками или дворниками, но и занимаются довольно редкими видами деятельности. Например, я знал мигранта, который работал помощником могильщика.

А мой знакомый Абдусаттор 4 месяца работал в подмосковном храме помощником на колокольне. Там ему платили небольшие деньги — 12 тысяч рублей в месяц, но он был счастлив и горд тем, что занимается богоугодным делом. Правда, потом ему сказали, что он не может работать в храме, поскольку он мусульманин, и он ушел оттуда, но всегда с удовольствием вспоминает то время — говорит, что в храме все были, как одна семья.

Однажды мне тоже предложили необычную работу. Была пятница. Как всегда, я встал в 6 утра, позавтракал и пошёл на колбасный завод, где я тогда работал. Работа начинается с раздевалки, а там каких только разговоров не услышишь. На этот раз все обсуждали вопрос очистки канализации. Один говорит: «Даже если бы мне дали золото за эту работу, я бы не пошел». Другие одобрительно закивали: «Мы бы тоже не пошли».

Я отправился в свой цех — там тоже идет разговор на канализационную тему. Упомянутый мной Абдусаттор советует мне: «Если тебе предложит эту работу — не соглашайся». Я спросил, почему. «Потому что этот дурной запах 2-3 дня от тебя не отстанет», - с самым серьезным видом сказал Абдусаттор. Мы начали работать. Через час ко мне подошла наш менеджер Светлана.

- Имрон, ты в курсе, что в эти выходные у нас на заводе будет чистка канализации. Надеюсь, ты тоже присоединишься. И заработаешь не плохо — 2000 рублей за день, - сказала она.

Я подумал: почему бы нет? Нам платят 500 рублей в день, а тут — 2000 рублей. Разница большая. На следующий день я встал в 6 утра и начал собираться. Мой друг Ариф, с которым мы вместе снимаем комнату, спрашивает, куда я иду — сегодня же выходной.

- На халтуру. Очищаем канализацию, - ответил я и ушёл.

Кстати, наш съёмная комната принадлежит моему хорошему знакомому — дяде Коле. Мы с ним работали в одном месте почти год и стали очень близкими друзьями. В его трёхкомнатной квартире жили он с женой и мы с другом. Его жена Ирина Николаевна — тоже очень хороший человек. Мы иногда по выходным помогали им на даче.

Итак, я пришёл на работу. Нам выдали спецформу, которую после работы надо было выбросить. Но я совершил ошибку. Нам сказали полностью снять свою одежду. А я оставил на себе нижнее белье и носки. Когда мы спустились в канализационную систему, я понял, что нас ждет. Хотя на нас были маски, но никакой пользы от них не было. Мы только приоткрыли колодцы, а из них уже понесло так, что невозможно было терпеть. Но отступать было некуда. К вечеру мы закончили работу, переоделись и отправились по домам. Вернувшись домой, я сразу пошел в душ. Когда зашел в свою комнату, услышал голос Ирины Николаевны:

- Коля, иди сюда. Ты чувствуешь здесь какой-то неприятный запах?

- Да, и в коридоре, и в ванной плохо пахнет, может, возникла проблема с канализацией? - забеспокоился дядя Коля. Он постучал в нашу комнату:

- Имрон, ты тоже чувствуешь дурной запах в квартире?

Мне было неудобно признаться, что я чистил канализацию, и я соврал:

- Нет. Знаете, я на улице, когда шел домой, видел группу рабочих очистных сооружений, наверное, запах идет с улицы. Пусть Ирина Николаевна закроет окно на кухне, - сказал я, а сам, когда дядя Коля ушел, пошире распахнул окно в нашей комнате. Я не знал, как вытащить свое пропахшее белье в ванну, чтобы никто этого не заметил, поэтому оставил его в нашей комнате.

Вечером пришел мой сосед Ариф. Всю ночь он выражался в мой адрес самыми негативными словами. На следующий день, прежде чем выйти из комнаты, я обильно забрызгался духами. В коридоре столкнулся с дядей Колей, который неожиданно с улыбкой спросил меня:

- Скажи, ты случайно вчера не упал в канализацию?

Дядя Коля все понял. Мне стало стыдно за свое вранье:

- Извините меня, я вчера сказал неправду. Да, я работал в канализационном колодце — мы прочищали систему на заводе. Я постеснялся сказать, что пошел на это, чтобы побольше заработать, - сознался я, на что дядя Коля ответил:

- Хватит оправдываться, ты честно трудился. Никакой работы не надо стеснять, если ты добываешь свой хлеб честным путем. Иди, лучше, закинь свои вещи в стирку.

Мы вместе посмеялись, и у меня от души отлегло.

* * *

Пожалуйста, депортируйте меня!

Мой приятель Умар давно хотел уехать на родину, но решил, что останется в России до того момента, пока его не депортируют. Он долго ходил с просроченными документами и ни от кого не прятался, но почему-то его никто не останавливал — ни полицейские, ни сотрудники ФМС.

Как-то звонит с родины мама Умара:

- Сынок, возвращайся домой, пора жениться!

- Хорошо мама, я согласен, но пусть меня сначала депортируют.

- А зачем тебе депортация?

- Надо, мамочка. Как говорится, «кто повадился, тот уже не перестанет». А вдруг после свадьбы мне опять захочется в Москву?

- Ну, ладно, сынок, а это быстро произойдет?

- Да, мама, очень быстро. С сегодняшнего дня перестану продлевать регистрацию. Вот и всё. В течение месяца буду дома.

После этого разговора прошло почти три года, но Умара никак не выдворяли. Мама его, звоня в Москву, каждый раз спрашивала:

- Сынок, я сегодня видела по телевизору, что депортировали нелегальных мигрантов. Тебя среди них нет, а?

- Нет, мама, к сожалению, нет.

Умар стал нарываться сам. Когда на улице видел сотрудников правопорядка, специально шел им навстречу, но никто его не останавливал. Однажды нас вместе, наконец, остановили сотрудники полиции. Попросили наши документы. Я первый достал свои. Они внимательно посмотрели и сразу вернули:

- Все в порядке!

Умар тоже хотел показать документы, но они и смотреть не стали:

- У вас тоже все нормально, можете идти, - сказал один из полицейских, повернулся и пошел дальше.

Мы с Умаром от удивления дар речи потеряли. В тот же день Умар опять говорил с мамой, и она сказала, что сильно заболела:

- Не знаю, доживу ли до твоего приезда...

- Мама, прости меня, я обещаю, что завтра вечером буду дома.

На следующий день Умар сообщил мне, что срочно уезжает на родину. Я решил проводить его в аэропорт. Мы доехали до станции метро «Домодедовская». Когда мы вышли из метро, как раз на нашем пути омоновцы у всех проверяли документы.

- Ну, вот, приехали. Сбылась твоя мечта, - с намёком сказал я.

Умар смело шёл вперёд. Нас остановили, попросили документы. Сначала показал я.

- Всё в порядке. А Ваши? - обратились они к Умару. Тот спокойно протянул свои просроченные документы на проверку. - А где регистрация? У Вас ее нет, - сказал сотрудник полиции.

- Да, нету! И патента тоже нет.

- Так, Вы останетесь с нами, - сказал он Умару, - а Вы можете быть свободны, - уже обращаясь ко мне.

Смотрю на Умара — он стоит с победным видом. Вдруг омоновец спрашивает у него:

- А куда это вы собирались?

- Домой еду, товарищи полицейские.

- Билет есть? - Умар протягивает. - А почему сразу не сказали? Возьмите документы и идите.

- Аааа... оформлять депортацию не будете?

- Какая депортация? Вы всё равно сами едете домой!

У моего приятеля даже отпала охота ехать в аэропорт. В терминале я проводил Умара до зоны таможенного контроля и поехал домой. Еду в автобусе, в это время звонит мой телефон. Смотрю — это Умар:

- Ура! Наконец-то, произошло! В аэропорту, когда посмотрели мои просроченные документы, мне все-таки в паспорт поставили «депорт». Я улетаю, брат, депортированным. Теперь встретимся на родине.

Умар был доволен, а я подумал: «Ну, брат, теперь тебе точно придется жениться».

Имрон Исмаил

* * *

От редакции: Если вы хотите поделиться своей историей, случаем из жизни, рассказать о проблемах, в которыми вы столкнулись, будучи трудовым мигрантом, о том, как живет ваша семья, оставшаяся на родине или приехавшая вместе с вами в Россию, напишите или позвоните нам, и мы обязательно опубликуем ваш рассказ. E-mail главного редактора – dan@kislov.ru. Телефон редакции: +7(495)132-62-58. Связь с редакцией также возможна с этой страницы.

Международное информационное агентство «Фергана»