Дмитрий Зверев: «Миграция дает энергетический импульс стране. Только надо правильно этим распорядиться»
Дмитрий Зверев – известный фотограф и член Союза фотохудожников России. Один из его последних некоммерческих проектов посвящен трудовым мигрантам, посещающим Соборную мечеть Москвы. Как выяснилось, Дмитрий ездил в магазин при этой мечети за продуктами, а заодно пытался визуально осмыслить проблему трудовой миграции и в целом перспективу мультикультурализма. Фотограф предоставил «Фергане» сделанные в мечети снимки, а также рассказал о своем проекте и отношении к мигрантам.
- Как вам пришла идея сделать серию фото в мечети?
- Я езжу в магазин при этой мечети за конской колбасой. А фотоаппарат со мной всегда. Я увидел, насколько это выразительно. Конечно, я видел пятничную молитву в Каире и Стамбуле, но она никогда не ассоциировалась у меня с Москвой. Когда здесь я увидел что-то схожее по энергетике, по массовости и по выразительности, мне стало интересно на это посмотреть и поснимать, поэтому я выбрал это как тему. Впервые я пришел фотографировать в мечеть в марте этого года. До этого я снимал молящихся на Курбан-Байрам, а тут актуализировались ощущения, и я понял, что надо взять эту тему и осмыслить. Раз в неделю, по пятницам, я ходил фотографировать людей и заодно покупал колбасу. Приходил за час до намаза. Интерьеры снимал в другие дни, а все, что связано с жизнью мусульман – по пятницам.
- Как на вас реагировали люди?
- Я умею быть незаметным. Есть свои приемы, как не докучать людям и не нарушать их пространство, но при этом работать. Никто не просил не снимать, наоборот, несколько раз люди просили снять их на фоне мечети и даже во время молитвы, потом я высылал им фотографии.
В мечети собираются люди из разных социальных слоев. И они все вместе, в братстве. Очень приятно наблюдать это братство. Это мирные и очень хорошие люди. Они общаются, я их слышу, могу что-то сказать, завязывается беседа. Мне нравится их настрой, отношение ко мне. Именно это характеризует личность человека – его отношение к незнакомому человеку, от которого он не зависит. Они честны в этот момент.
- Что вы для себя поняли через эту съемку – перспектива мультикультурализма возможна в Москве?
- А где еще, если не в Москве? С таким-то опытом мультикультурализма. Москва всю жизнь была плавильным котлом, где все адаптировались и выживали.
- Но сейчас мигрантов в Москве не любят…
- Кто? Я к ним отношусь прекрасно. У меня во дворе есть друг Насим из Узбекистана, мы с ним очень многое сделали вместе, он помогал мне с переездом. В Москве у меня прекрасный опыт взаимодействия с мигрантами. Более того, у меня нет негативного опыта, он только позитивный. Все мигранты, которых я знаю, всегда готовы прийти на помощь, что не характерно для нас, коренных москвичей. Мы нейтрально относимся к согражданам. А эти люди готовы помочь просто так, и это приятно удивляет.
Плохое отношение к мигрантам – это искусственно созданная атмосфера. Вы спросите у людей, которые так говорят, имели ли они дела с мигрантами, пострадали ли они хоть раз от них? Нет. Просто сложился образ, якобы они что-то слышали о них плохое. Все ругают мигрантов, и создается стереотипный фон, а конкретно спросишь, что лично тебе плохого сделал мигрант, выясняется, что ничего.
Вы ходите по чистым улицам, а вспомните, какими они были в 1990-е? Это мы убирали здесь? Мы приготовили себе еду в кафе? Нет! Мы только пользуемся этим. Тогда почему мы должны ненавидеть их? Они отбирают у тебя работу? А ты сам на нее пойдешь? Как только показываешь человеку всю картину, наглядно замыкаешь причинно-следственные связи, человек уже не может аргументировать, ничего против уже не остается.
- Фотография может изменить такое отношение к мигрантам?
- Я снимаю то, что красиво, а потом отбираю то, что соответствует содержанию. Отбор – это 90 процентов творческой работы. И то, что вы выберете – это и есть ваше высказывание. Когда я делаю отбор, я понимаю, что вот это соответствует действительности, моим ощущениям, а вот это – нет. Эти фотографии тоже очень разные. В серии есть портреты очень брутальных, серьезных мужчин или, наоборот, ребенка, которого обнимают. Это все тоже правда, но она бывает разная, как и неправда.
- Мечеть – это одна локация и тема вроде одна и та же. Как вы находите новые сюжеты?
- Локация ограниченная, но она кишит сюжетами. Меняются люди, меняются обстоятельства сьемки. Однако на сегодня я эту сьемку прекратил, всего получилось около 100 фотографий. Я уже сказал много, и мне хочется поговорить о чем-то еще.
- Лично вас эта сьемка как-то поменяла?
- Меня уже трудно поменять. Я человек толерантный и широких взглядов. Никогда не бываю категоричен – ни в одной теме. Не бывает черно-белого, все имеет полутона. Мигранты мне показались открытыми, честными, не несущими негатива – наоборот, позитивными людьми. И эта их склонность к братству только улучшает впечатление, поэтому у меня такое отношение к мигрантам.
- Кто-нибудь заинтересовался распространением этой фотосерии? Вообще, тема миграции в фотографии, на ваш взгляд, интересна людям?
- Вас заинтересовало – значит уже не зря. Также эту серию я отправил на конкурс документальной фотографии «Прямой взгляд» в Сахаровский центр. Но на самом деле я это делал для себя и для своей аудитории на Facebook – там у меня довольно много людей, поэтому мне не лень и не скучно что-то делать для них – снять, посмотреть, как это сработает. Были споры, была дискуссия, поэтому я считаю, что время потратил не зря.
Екатерина Иващенко
Фото © Дмитрий Зверев, любезно предоставлены «Фергане» автором