Кыргызстан: В преддверии президентских выборов на свободу выходят криминальные авторитеты
В Кыргызстане криминал и власть - понятия неотделимые. Они взаимно дополняют и поддерживают друг друга в трудные моменты. В преддверии президентских выборов, которые состоятся 15 октября, на свободу стали выходить представители криминального мира. Случайность это или кто-то преследует особый умысел? Ответ на этот вопрос попыталась найти «Фергана».
На свободу с чистой совестью
Третьего августа Ошский областной суд оправдал криминального авторитета Кадырбека Досонова, известного под прозвищем Дженго. Он обвинялся в убийстве полковника милиции Толкунбека Шоноева. По данным правоохранителей, Досонов является «смотрящим» по городу Ош и Ошской области и соратником «законника» Камчы Кольбаева.
Как заверили в Государственной службе исполнения наказаний (ГСИН), Досонов будет находиться под домашним арестом. По данным ГСИН, «Дженго» проходит фигурантом по другому уголовному делу, находящемуся в производстве Ошского городского суда: его обвиняют в вымогательстве.
Двумя днями ранее, 1 августа, в Свердловском районном суде Бишкека завершилось рассмотрение дела в отношении криминального авторитета Алтынбека Ибраимова, известного по прозвищу «Алтуха». Вердикт суда был в пользу «смотрящего» по Бишкеку. Правда, судья уточнил, что приговор может быть обжалован в течение 10 суток.
В тот же день стало известно, что в скором времени Кыргызстану следует ожидать возвращения еще одного не менее известного представителя «черного мира» - Мурсалыма Умырзакова по прозвищу «Карышкыр» («Волк»), которого скоро выпустят из российской тюрьмы. МВД России сообщило, что его сразу же депортируют из страны. В октябре 2015 года он был осужден в Москве на три года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
В органах отмечают, что Умырзаков - ставленник криминального авторитета Азиза Батукаева, который в 2013 году не без содействия госорганов досрочно вышел на свободу и убыл на свою историческую родину в Чечню. В криминальных кругах «Карышкыра» называют самозванцем. По сведениям российского издания «Праймкрайм», воры в законе, которые короновали Умырзакова, позже не признали его своим «коллегой».
В свою очередь «Дженго» и «Алтуха» являются представителями противоборствующего криминального клана — «кольбаевцами», то есть членами ОПГ «законника» Камчи Кольбаева.
Следует ли ждать столкновения «кольбаевцев» с «батукаевскими»? Возможно. Хотя более правдоподобной кажется версия, что криминальных авторитетов выпускают для того, чтобы они обеспечили нужный процент голосов нужному кандидату на предстоящих президентских выборах.
Кадыр Досонов - «Дженго» (в центре)
В 2013 году «Фергана» опубликовала целую серию репортажей на тему «Кыргызстанская мафия: Власть реальная и официальная». В журналистском расследовании рассказывалось о роли криминалитета в жизни государства. Итоги работы показали, что преступность в Кыргызстане давно приняла масштабы, угрожающие национальной безопасности страны.
Недавний телефонный социологический опрос, проведенный Коалицией НПО «За демократию и гражданское общество», показал, что кыргызстанцы больше всего не доверяют органам внутренних дел (13,2%), судам (12,4%) и парламенту (9%).
И если о работе милиции и судов давно слагают анекдоты, то законодательный орган стал объектом критики потому, что в нем, как ни странно, заседает немало представителей с криминальным душком, стоящих на учете в милиции как члены ОПГ.
«Пасть порву!»
В правительственном докладе Государственного департамента США за 2015 год говорится, что в Кыргызстане «организованная преступность и коррупция во всей системе уголовного правосудия остаются постоянными проблемами для правительства».
Впрочем, чего удивляться, если люди с сомнительным прошлым представляют ближайшее окружение президента Атамбаева. У многих кыргызстанцев вызывают непередаваемый ужас и трепет фамилии доверенных людей Алмазбека Шаршеновича: советника главы государства Икрамжана Илмиянова, больше известного по прозвищу «шофер» (до прихода Атамбаева к власти Илмиянов был его водителем), и Эркина Мамбеталиева, бывшего майора спецназа и службы Госохраны, долгое время был телохранителем Алмазбека Атамбаева.
Фамилии Илмиянова и Мамбеталиева впервые стали известны широкой публике в 2004 году после загадочного убийства полковника милиции Чыныбека Алиева. Напомню, что начальник Главного управления по борьбе с должностными преступлениями МВД Киргизии был расстрелян средь бела дня на пересечении столичных улиц Чапаева и Гагарина, где он остановился на красный свет светофора. К автомобилю Алиева с правой стороны подъехала BMW с «желтыми» номерами и киллер, который сидел сзади, расстрелял милиционера в упор.
Икрамжан Илмиянов (слева) и Алмазбек Атамбаев
Главным обвиняемым по этому делу проходил покойный криминальный авторитет Рыспек Акматбаев, хотя сам он утверждал, что не причастен к убийству Алиева. В рамках расследования преступления был задержан и осужден сподвижник Атамбаева - бывший офицер спецназа Эркин Мамбеталиев. Следует отметить, что в уголовном деле по убийству полковника засветился и Икрамжан Илмиянов. В далеком 2004 году Икрамжан Саттарович был личным водителем бизнесмена Атамбаева. В уголовном деле отмечено, что именно Илмиянов помогал Мамбеталиеву прятать на территории атамбаевской научно-производственной фирмы «Форум» автомобиль, из которого стреляли в Алиева. К сожалению, узнать мнение самого Илмиянова на сей счет не представилось возможным: секретарша, отвечавшая на мои звонки, каждый раз ссылалась на занятость шефа.
После так называемой «тюльпановой революции» 2005 года Мамбеталиев был освобожден, естественно, не без вмешательства Атамбаева. Бывший майор свободно разгуливал на свободе до тех пор, пока Атамбаев не ушел в оппозицию к тогдашнему главе государства Курманбеку Бакиеву. В 2008 году Мамбеталиев был обвинен в убийстве нескольких человек, в том числе депутата парламента Жыргалбека Сурабалдиева, и приговорен к пожизненному заключению. После бегства бакиевской семейки в 2010 году дело Мамбеталиева было пересмотрено «по вновь открывшимся обстоятельствам». Суд решил, что Мамбеталиев в убийстве депутата не виновен, а за остальные преступления заслуживает 15 лет тюрьмы. Но сидеть ему не пришлось: судья применил к нему амнистию, и Мамбеталиев был отпущен на все четыре стороны.
Сейчас Атамбаев всячески пытается откреститься от своего экс-телохранителя. На недавней пресс-конференции глава государства пригрозил, что не пощадит тех, кто будет напоминать ему о грязных делах его соратников. В частности, на вопрос о задержании Мамбеталиева с оружием и хэппи-энде этой истории Алмазбек Шаршенович призвал не очернять его с помощью истории с телохранителем.
Глава государства напомнил, что Эркин Мамбеталиев работал у него телохранителем до 2003 года. С тех пор прошло 14 лет, а его имя до сих пор связывают с президентом. Сам Алмазбек Атамбаев не видит для этого оснований.
«За это время у меня сменилось столько телохранителей! Но многие так и хотят связать Мамбеталиева с Атамбаевым. Что касается его задержания, то там было два человека. В машине было оружие. И оба задержанных были уже осуждены. Если Мамбеталиев был бы с Атамбаевым, то он бы был другим. Но он ушел к Рысбеку Акматбаеву, который хотел убить Атамбаева, но это почему-то быстро забылось. Я бы хотел призвать тех, кто пытается меня очернить с помощью истории с Мамбеталиевым или другим путем, отказаться от своих затей. Как говорят, танки грязи не боятся. Я не пощажу тех, кто будет предпринимать попытки очернить меня!» — предупредил Атамбаев.
Эркин Мамбеталиев
Только мне одному здесь слышится угроза гайдаевского «Доцента» - «пасть порву, моргалы выколю!»?
Кино начинается!
«Фергана» попросила нескольких экспертов прокомментировать внезапное освобождение и возвращение в Кыргызстан криминальных авторитетов.
Общественный деятель Адиль Турдукулов напомнил, что в самом начале своего президентства Атамбаев клятвенно обещал, что в стране будет вестись «бескомпромиссная борьба с ОПГ».
— Однако с 2010 года на свободу вышли наиболее одиозные лидеры преступного мира, включая Батукаева, Кольбаева, Мамбеталиева, «Карышкыра», «Алтухи» и других, — отметил Турдукулов. — Это неудивительно, учитывая кадровую политику Атамбаева. Посмотрите, к примеру, послужной список нынешнего главы МВД Улана Исраилова, бывшего атамбаевского телохранителя. Ни дня не работавший на руководящих должностях в милиции Исраилов сразу же после апрельской «революции» 2010 года возглавил УВД Свердловского района столицы. Через некоторое время она занимал должность главы 7 управления МВД, которое занимается сбором информации и поиском компромата на граждан, неугодных властям. Затем Исраилов возглавил Антикоррупционную службу Госслужбы национальной безопасности, откуда пересел в кресло главы милицейского ведомства. С такими «кадрами» ни о какой серьезной борьбе с преступностью говорить не приходится.
По мнению политолога Иван Каменко, ситуация с возможным освобождением и экстрадицией криминальных авторитетов в преддверии выборов несколько настораживает.
— Если рассматривать ее отдельно, саму по себе, то логично предположить, что властям не удается договориться с криминалитетом о разделении сфер влияния и/или контроле над организованной преступностью, — считает Каменко. — Если рассмотреть вопрос в совокупности с популярными в стране слухами о том, что предвыборная кампания одного из кандидатов, который, конечно, по чистой случайности, является кандидатом от правящей партии, финансируется арабскими странами, что привлекает на его сторону большое количество верующих людей, можно предположить, что власть уже настолько плохо контролирует административный ресурс и находится в состоянии раскола, что для победы на выборах необходимо задействовать дополнительные факторы, в данной ситуации – религиозный и криминальный. В противном случае, эти действия не поддаются логическому объяснению.
Мурсалым Умырзаков
Политолог считает, что эта ситуация показывает глубинный административный кризис действующей власти.
— Правящая элита не уверена в собственном авторитете среди народа, она настолько не доверяет даже своим собственным ставленникам в местных администрациях, что прибегает к помощи криминала как к фактору контроля и запугивания. Однако такой способ контроля над электоральным поведением чреват множеством рисков. И в первую очередь, это риск выхода из-под контроля криминала, который приглашают поучаствовать в политической жизни общества, легализовав как активного и отдельного актора политической жизни. Другим риском является вероятность отхода административного и силового блока от действующей политической элиты и формирование из неё оппозиционной силы - как результат нежелания терпеть над собой криминальный контроль власти. Всё вместе это способно привести к административному кризису управления и повышению уровня социальной конфликтности. Вполне возможно, что правящей элитой рассматривается и реализуется, на крайний случай, вариант дестабилизации социально-политической ситуации в стране с использованием религиозного и криминального факторов для того, чтобы ввести режим чрезвычайной ситуации, отменить президентские выборы и продлить правление действующих политических персоналий.
Бывший военный прокурор республики, генерал юстиции Кубатбек Кожоналиев отметил, что заигрывания атамбаевских предшественников с криминалом плохо заканчивались для обеих сторон.
— Властям это грозит потерей и без того низкого авторитета, а для ОПГ — и того похуже! — отметил генерал. — Помнится, уже при власти «временщиков» (так называют членов Временного правительства, пришедших к власти сразу после госпереворота 2010 года. – Прим. автора), резко негативную реакцию у общественности вызвало заигрывание тогдашнего вице-премьера Шамиля Атаханова и силовиков с представителями ОПГ на озере Иссык-Куль. До сих пор за этим чиновником тянется шлейф слухов о его связях с небезызвестными криминальными авторитетами Батукаевым и Максатом Абакировым по прозвищу «Водолаз». Так что для политика, да еще на выборах, применение такого «резерва» вряд ли выгодно: сейчас можно отследить любой шаг. И отметьте, пожалуйста, что я ничего особенного и не сказал — это общеизвестные истины.
Генерал прав: нынешнее время - это эпоха гаджетов и интернета. Поэтому скрыть какие-либо действия криминала и власти если не невозможно, то сложно. А зрителям остается запасаться попкорном и следить за развитием ситуации.
Улугбек Бабакулов