Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Светлый вторник», или Конвертация, которую в Узбекистане так давно ждали, наступила

«Светлый вторник», или Конвертация, которую в Узбекистане так давно ждали, наступила

В России за новейшую историю произошло три «чёрных вторника», когда национальная валюта вмиг обесценилась или фондовый рынок неожиданно рухнул. Это – 11 октября 1994 года (обвальное падение курса рубля по отношению к доллару), 16 сентября 2008 года (российский фондовый индекс ММВБ потерял 17,45%), 16 декабря 2014 года (внезапное кратковременное падение курса рубля).

Каждый такой день был шоком для российской экономики: большой бизнес выводил деньги из страны, цены на потребительские товары неудержимо росли, общество погружалось в депрессию.

Вот и в Узбекистане некоторые уже поторопились назвать «чёрным вторником» и сегодняшний день, 5 сентября. Однако, на наш взгляд, такая аналогия не совсем уместна. Радикальные изменения в финансовой сфере, стремительно вошедшие в жизнь узбекистанцев сегодня, однозначно, позитивны и вселяют большие надежды на будущее.

Список изменений, произошедших в Узбекистане сегодня:

– Официальный курс доллара изменен Центробанком с 4247 сумов/$ до 8100 сумов/$.

– Иностранную валюту (кроме рублей РФ) можно продать в неограниченном количестве практически в любом банке страны.

– Для продажи долларов в объеме до $1850 (эквивалент 15 миллионов сумов) не требуется никакого документа (паспорт и прочее).

– Купить доллары наличными легально пока совсем нельзя, можно лишь (теоретически) с переводом на международную пластиковую карту.

– Нелегальные менялы на базарах практически исчезли. Жители говорят, что ходить туда опасно – милиция взяла «чёрный рынок» под контроль.

– Авиакомпании стали продавать билеты за рубеж за сумы (ранее – только за доллары). Мобильные операторы переводя тарифы в сумовое выражение (раньше было в $).

– Иностранные университеты в Ташкенте перешли на сумовые тарифы или временно приостановили подписание контрактов на обучение.

Какого цвета реформа?

Во-первых, решение почти в два раза девальвировать сум (обесценить национальную валюту) правительство Узбекистана приняло самостоятельно. Это действие не зависело ни от каких внешних факторов – мирового или регионального финансового кризиса, искусных биржевых операций какого-нибудь всесильного Сороса или разрушительного цунами на японских островах. Более того, об изменениях все знали заранее: президентская стратегия валютной политики была опубликована еще весной. А затем правительство довольно хорошо и оперативно информировало бизнес и общество о том, что их ждет в начале осени. Действовали постепенно: сначала свободный обмен валюты по текущим операциям разрешили юридическим, а сегодня уже и физическим лицам.


Фото из социальных сетей

Во-вторых, девальвирован сегодня был только официальный курс сума, уже давно не применяемый практически ни в каких отраслях хозяйства и используемый лишь для удобства в статистических отчетах. Вся страна много лет живёт по реальному курсу доллара, устанавливаемому на «чёрном рынке». Сегодня этот теневой обмен имеет все шансы уйти в прошлое: на замену ему пришёл аналогичный курс, формально определяемый Центральным банком на основе будущих биржевых торгов.

Вслед за падением национальной валюты всегда растут цены на потребительские товары, особенно, на импортные. Произойдет ли это сейчас? Если и произойдет, то причинами этому станет не собственно девальвация, а иные факторы. В частности, это таможенные пошлины и платежи на весь спектр импортных потребительских товаров, которые надо снижать и как можно скорее, - считает известный ташкентский предприниматель Зафар Хашимов. Но все же он согласен с тем, что «государство максимально постаралось защитить население от негативных последствий девальвации». «По мне, я нигде не видел девальвацию с более человеческим лицом», - говорит бизнесмен.

Первые выводы и наблюдения всвязи с объявленным механизмом конвертации:

1) Курс будет определяться все таки вполне рын...

Опубликовано Zafar Khashimov 4 сентября 2017 г.

«Сегодня Узбекистан переживает бурные процессы , которые, на самом деле, надо было начинать лет двадцать назад. Эти долгожданные реформы, в частности, валютная конвертация – самый сильный аргумент в споре с апологетами режима Ислама Каримова. Именно в его эпоху была сформирована ущербная модель конвертации «по блату», по принципу близости к людям, принимающим решения на самом верху. И именно Каримов со своим окружением тормозили политическое и экономическое развитие страны, – говорит эксперт по Узбекистану, главный редактор информагентства «Фергана» Даниил Кислов. – В связи с этим новое руководство страны, состоящее, преимущественно из старых, «каримовских» номенклатурных кадров, поражает своей решимостью кардинально изменить ситуацию. Невзирая на неподготовленность банковских институтов, массовую экономическую неграмотность населения, влиятельный теневой рынок, сопротивление коррумпированных финансистов».


На этом фото из социальных сетей – банковская справка о покупке валюты у физического лица. На снимке отчетливо видно, что цена одного доллара США – 8.000 сумов.

Шок есть, «шоковой терапии» нет?

Действия узбекского правительства впечатляют. «Буквально в последние дни в Ташкенте для работы в обменниках взяли на работу минимум 600 человек. В одном Шайхантахурском районе (как раз там, где находился крупнейший «валютный базар». - Прим. «Ферганы») открыли 26 обменных пунктов. Выделили каждому пункту по 50 миллиардов сумов наличными, - рассказывает нам сотрудник одного из узбекских банков. – Сейчас открывают обменники во всех помещениях всех банков. Пока только покупка долларов у населения, продажи нет. Но скоро, когда сломают валютчиков, начнут и покупку».

«Произошло, действительно, что-то важное, – делится своими наблюдениями житель Ташкента Тимур. - В банке, что рядом с моим домом, на улице появилась вывеска "обменный пункт". При входе тебя встречает очень приятная девушка, любезно отвечает на вопросы, все подсказывает. Спросил у нее – можно ли купить/продать валюту, сказала, что продать можно по 8000, но купить пока нельзя. Тем не менее, я никогда не видел в холле этого банка столько людей и такой приятной девушки. Похоже, для сотрудников банка этот день тоже какой-то особенный».


В одном из обменных пунктов Ташкента

Взбудоражены новостями и социальные сети. Обсуждение курса доллара идет на десятках страниц и групп. Одни уже сориентировались и побежали в банк, другие сомневаются в эффективности новой государственной политики, третьи пророчат обнищание населения, четвертые, по всей видимости, не читают новостей, для них все это как снег на голову. Вот несколько скриншотов из Фейсбука.





Итак, валюта действительно пошла в банки, а не в руки придорожных нелегальных менял. И это уже хорошо. Пожелаем же узбекскому суму долгого и успешного плавания по волнам рыночной экономики, которая в Узбекистане только-только зарождается.


Любопытно, что практически во всех банках Ташкента, в которых удалось побывать нашим корреспондентам, у населения покупают пять видов иностранных валют – доллары, фунты, евро, швейцарские франки и японские йены. Но не российские рубли...

Международное информационное агентство «Фергана»