Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Дело «узбекского Мавроди»: Расцвет и крушение финансовой пирамиды Ахмадбая Чиназского

07.09.2017 15:16 msk, Навруз Мелибаев

Криминал Законы Узбекистан Общество Суд
Дело «узбекского Мавроди»: Расцвет и крушение финансовой пирамиды Ахмадбая Чиназского

Второго августа 2017 года в Ташкентском областном суде начался громкий судебный процесс по делу Ахмада Турсунбаева - основателя крупнейшей в Узбекистане финансовой пирамиды, известного в народе как «Ахмадбай» или «Ахмадбай Чиназский». В течение почти пяти лет он принимал у людей деньги, драгоценности, автомобили и прочее имущество, обещая ежемесячно выплачивать дивиденды и проценты по ставке 100 процентов годовых. Турсунбаев был задержан 15 июня 2016 года, и деятельность его «пирамиды» была прекращена.

Пирамиды - величественные и хрупкие, как карточный домик

Слово «пирамида» невольно ассоциируется с картинками из учебников геометрии или истории. Но египетские пирамиды, пережившие тысячелетия, по сей день поражают воображение. Геометрическая форма и уникальные для того периода технологии строительства обеспечили этим пирамидам устойчивость на тысячелетия.

А вот финансовые аналоги таких сооружений имеют свойства прямо-таки противоположные: хрупкая конструкция (идентичны карточному домику), весьма непродолжительная жизнь, рост вероятности крушения с увеличением их размаха. Эффект и масштабы последствий крушения финансовых пирамид прямо пропорциональны их размеру, то есть чем больше пирамида, тем громче её крах.

В наиболее общем понимании, финансовая пирамида - это любая финансовая структура, действующая по принципу пирамидальных выплат, то есть выплачивающая прибыль вкладчикам (инвесторам) за счёт новых поступлений от вкладчиков (инвесторов), а не за счёт вложения средств в реальный сектор экономики.

Наиболее ярким и своего рода «громким» примером финансовой пирамиды на постсоветском пространстве является проект-корпорация «МММ», основанная Сергеем Мавроди вместе с братом Вячеславом и супругой Мариной. Название компании представляло собой ничто иное, как аббревиатуру фамилий основателей. В 1994 году, устанавливая котировку своих ценных бумаг (билетов МММ, сертификаты и прочие эмитированные бумаги), организаторы этого проекта предлагали своим вкладчикам баснословную доходность, которая исчислялась несколькими тысячами процентов годовых. По разным оценкам, в этой пирамиде участвовало от 2 до 15 миллионов вкладчиков, а объём привлеченных средств оценивается примерно в 1,5 миллиарда долларов США.

Успех проекта «МММ» способствовал появлению целого ряда других финансовых пирамид, таких как «Хопёр-Инвест», «Русский дом Селенга», «Властилина», «Тибет» и другие. Этот проект имел настолько широкую огласку, что Сергей Мавроди даже был избран в Государственную думу и получил депутатскую неприкосновенность, что, впрочем, не спасло его от уголовного преследования, когда его пирамида рухнула.

По данным «Википедии», после крушения «МММ» и резкого обесценивания её бумаг 50 человек покончили жизнь самоубийством. Потерпевшими следствие признало более 10 тысяч человек, однако наблюдатели называли пострадавшими около 2 миллионов вкладчиков, а по косвенным оценкам экспертов таковых набралось около 10 миллионов.

Кто такой Ахмадбай Чиназский

Согласно Cyclowiki.Org, Турсунбаев Ахмад Хамидович, он же в просторечии Ахмадбой или Ахмадбай Чиназский, родился в 1978 году в посёлке Алмазар Чиназского района Ташкентской области. До 2010 года занимался торговлей мясом, разведением рогатого скота и мелким земледелием в родном поселке.

С 2010 года Ахмадбай приобретает известность как успешный предприниматель и фермер. Он позиционирует себя как владелец ряда ферм с поголовьем в несколько тысяч крупного рогатого скота и несколькими сотнями гектаров земли для посевов. Организовывает и выступает учредителем ООО «Чино халол чорва» и ООО «Чиноз авто хамкор». Последняя фирма занималась привлечением инвестиций от населения и реализацией автомобилей. По инициативе Ахмадбая на окраине посёлка был создан автомобильный мини-рынок.

По данным Cyclowiki.Org, 3 ноября 2015 года Ахмадбай провёл «суннат-той» (празднование в честь обрезания) для своего малолетнего сына и 20 воспитанников детского дома. Количество гостей превысило 5000 человек. На праздник были приглашены известные артисты и певцы Узбекистана. Меры безопасности обеспечивали несколько десятков сотрудников местного УВД.

С середины апреля 2016 года о деятельности Ахмадбая начали писать зарубежные СМИ - в критическом тоне. В частности, «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода) рассказал о том, что фирма «Чиноз Авто Хамкор» принимала у людей вклады, обещая выплатить дивиденды по ставке 100 процентов годовых. По мнению критиков, подобная схема очень напоминала финансовую пирамиду, а количество желающих удвоить свой капитал за год постоянно росло. По неподтвержденным данным, уже в апреле 2016 года количество вкладчиков доходило до 40 тысяч человек. Структура Ахмадбая принимала не только денежные вклады, но и автомобили, драгоценности, которые можно было реализовать за короткий срок с некоторым дисконтом.


Деньги, обнаруженные у Ахмадбая во время задержания. Фото «Озодлик»

По словам очевидцев, вклады принимались практически без какого-либо документального оформления. Вкладчику (инвестору) выдавалась лишь расписка о принятии денег или имущества с его денежной оценкой, причём в ней содержалась маленькая, но весьма важная оговорка о том, что в случае уголовного преследования, ареста или иных форс-мажорных обстоятельств, которые могут произойти с Ахмадбаем, вкладчик не имеет никаких материальных и моральных претензий к его близким и родственникам.

СМИ выдвигали различные версии способов вложения денег, полученных от вкладчиков: отправка за рубеж; выдача различным предпринимателям под проценты, то есть структура Ахмадбая по сути была банком, принимающим вклады (депозиты) под высокие проценты; приобретение товаров широкого потребления по оптовым ценам крупными партиями с последующей реализацией на рынках. Трудно представить, чтобы какой-то из способов обеспечивал структуре Ахмадбая возможность выплаты его вкладчикам дивидендов в размере 100 процентов годовых плюс прибыль самим организаторам схемы. Разве что незаконный способ. Очевидно, что выплата дивидендов производилась за счёт поступлений средств от новых вкладчиков.

А в середине июня 2016 года в интернете, социальных сетях и сообщениях ряда СМИ распространилась новость о том, что 15 июня люди в черных масках нагрянули в офис Ахмада Турсунбаева в Чиназском районе Ташкентской области, а сам предприниматель был задержан. Сообщалось, что для блокирования дома Турсунбаева был мобилизован весь личный состав местного УВД, к процессу обыска и подсчета наличности в офисе Ахмадбая были привлечены два десятка человек. По различным данным, в результате обыска было изъято наличными около 40 миллиардов узбекских сумов, сумма в долларах колеблется от 2 до 8 миллионов.

В социальных сетях началось бурное обсуждение этого события. Пользователи по-разному реагировали на сообщение о ликвидации схемы Ахмадбая: одни негодовали и сочувствовали потерпевшим, другие посмеивались над доверчивыми и наивными согражданами.

Позже, 23 сентября 2016 года, в Уголовный кодекс Узбекистана была введена статья 188-1, предусматривающая наказание за организацию финансовых пирамид в стране - вплоть до лишения свободы сроком на десять лет. Таким образом, крушение финансовой пирамиды Ахмадбая ознаменовалось введением уголовной ответственности за организацию узбекских аналогов «МММ».

Судебный процесс над Ахмадбаем и требования вкладчиков

Первое заседание суда над Ахмадбаем и шестью соучастниками состоялось 2 августа в Ташкентском областном суде по уголовным делам. У здания суда собралось более 50 человек, которые доверили свои сбережения и имущество Ахмаду Турсунбаеву. Сотрудник суда в беседе с корреспондентом «Озодлика» сообщил о том, что разбирательство будет открытым и может затянуться на несколько месяцев.

Ахмаду Турсунбаеву были предъявлены обвинения по следующим статьям Уголовного кодекса Узбекистана: 165 («Вымогательство»), 168 («Мошенничество»), 170 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверия»), 177 («Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей») и 178 («Сокрытие иностранной валюты»).


К подсчёту денег Ахмадбая привлекли два десятка человек. Фото «Озодлик»

Второе заседание суда состоялось 9 августа, были заслушаны показания свидетелей. Десятки пострадавших людей не смогли попасть в зал суда, так как он был переполнен. «Люди пришли в суд, требуя вернуть им деньги и автомобили, которые они вложили в финпирамиду «Ахмадбая». Но их не пустили в зал суда. Людей на судебное заседание пускали только по списку. Говорили, что суд будет открытым, но сегодня более 50 человек остались на улице. Сказали, что в зале суда не осталось ни одного пустого места», - рассказала «Озодлику» пострадавшая по имени Зарифа.

Сколько же вкладчиков насчитывалось в момент крушения пирамиды Ахмадбая, иначе говоря, скольким «не повезло»? По материалам СМИ, 40-50 тысяч человек. Об объемах привлечённых средств информация практически отсутствует. Анализ сообщений в социальных сетях и интернет-СМИ показывает, что люди, которые заявили о своих потерях, в большинстве своем называют суммы от 3000 до 10.000 долларов США.

А сколько людей не заявили о своих потерях в милицию и даже в социальных сетях не поделились своим отчаянием? Особенно те, кто вложил в финансовую аферу Ахмадбая довольно крупные суммы. Их опасения можно понять, ведь как только они заявят официально свои претензии, у налоговых органов тут же могут возникнуть вопросы о происхождении этих денег. Возможно, зарегистрированное правоохранительными органами количество пострадавших вкладчиков и суммы их требований представляют лишь верхушку айсберга. А какова величина и масса той части айсберга, которая находится под водой? Полагаем, ответ на этот вопрос так и останется «под водой».

Предпосылки возникновения и процветания пирамиды Ахмадбая

Финансовые пирамиды существовали в различных странах в разные периоды развития их рынков. Этому способствовали различные факторы. В случае с пирамидой Ахмадбая можно выделить три основных фактора:

1. Отсутствие ограничений в законодательстве Узбекистана на организацию деятельности финансовых структур, действующих по пирамидальному принципу.

2. Инвестиционная неграмотность большей части населения, отсутствие опыта инвестирования в различные рыночные финансовые инструменты. Это, в свою очередь, вытекает из неразвитости финансового рынка в стране. В частности, в Узбекистане фактически отсутствует фондовый рынок, несмотря на формальное существование Республиканской фондовой биржи. Отсюда и вера в «чудесные» финансовые проекты, которые могут обеспечить вкладчикам (инвесторам) доходы в размере 100 процентов годовых.

Учитывая степень государственного регулирования экономической и социальной жизни узбекского общества, существование финансовой пирамиды Ахмада Турсунбаева и открытое ведение подобной деятельности в течение нескольких лет вызывает недоумение. Что было препятствием для реагирования на подобное явление? Возможно, отсутствие законодательных норм, ограничивающих или запрещающих финансовые пирамиды. А скорее всего, это свидетельство «сбоев» в вертикали управления в период действия аферы Ахмадбая.

Навруз Мелибаев

Международное информационное агентство «Фергана»