Адхам из Узбекистана: В Москву на заработки и за вдохновением
Узбекский художник Адхамбек Иномов приехал в Россию в надежде заработать на лечение своих детей. Адхам зарабатывает продажей картин и оформлением ресторанов. Он — очередной герой совместного проекта «Ферганы» и Deutsche Welle «Мигрант в России. Среда обитания», посвященного выходцам из Центральной Азии, которые живут и работают в России.
«Родом я из Намангана, даже песня такая есть — «Наманганские яблочки», - представляется мой собеседник Адхамбек (Адхам) Иномов. - Я вот 30 лет мечтал увидеть Москву и, наконец, приехал».
Пока разговариваем, художник Адхам показывает мне фотографии своих картин и фотографии с известными людьми Узбекистана, которым он дарил свои работы. Потом просит дать ему блокнот и начинает набрасывать мой портрет.
Узбекский Леонардо да Винчи
Адхам родился в 1972 году, детство провел в детдоме. «Нас у мамы было много — семеро, ей было тяжело, а отец нас оставил, - вспоминает он. - Я жил в детдоме имени Крупской. Детдом был хороший, не стыдно там было находиться. Там даже русские дети были из Москвы, богатые тоже приводили туда своих детей. Раньше все по-другому было, я вот даже скучаю немного по тем временам».
Именно в детдоме будущий художник выучил русский язык. Там же понял, что ему нравится рисовать. Талант Адхама обнаружился очень рано: мальчик писал сразу красками, без эскизов. «Аллах не хотел, чтобы я в школе учился, дал мне жизнь сразу с плюсом. Плюс — это мой талант», - шутит он.
В родном городе Адхама называют узбекским Леонардо да Винчи. «Я отучился три года в художественном училище в городе Касансай Наманганской области. Сначала перерисовывал Рембрандта и Айвазовского, потом начал рисовать знаменитые места Узбекистана. Оформлял гостиницы. Рисовал Горбачева. В 1989 году даже отправил небольшую его картину почтой по адресу: Кремль, Горбачеву. Так и не знаю, дошла ли. Потом рисовал Ельцина и ему отправил портрет, но от него тоже ответ не пришел», - говорит Адхам.
Подарки для Никаса Сафронова
В Москву Адхам приехал в марте 2017 года. Первым делом пошел смотреть Кремль. «Глазам не поверил, когда увидел. Подумал, во сне я сейчас его вижу, или он настоящий? Сделал фотографии на память. Потом сходил в Третьяковскую галерею и в музей Пушкина на выставку «Сокровища Нукуса». Так приятно, что узбекских художников выставили в Москве, - делится Адхам. - У меня в Египетском зале давление немного поднялось — сразу вызвали скорую, укол сделали, таблетки дали. Сотрудники музея мне очень помогли. Эх, СССР нет, но люди остались».
Еще Адхам посетил могилы своих кумиров — Талькова, Вицина, Миронова, а на могилу Владимира Высоцкого поставил его портрет собственной работы. Художник очень хочет увидеться с коллегой Никасом Сафроновым и даже привез ему подарки — расписанные узбекским орнаментом чайник и пиалы. Мужчина уверен, что это его желание обязательно сбудется.
«В Москве много киргизов и таджиков, узбеков что-то совсем мало. И очень странно, что национальные чайханы рекламируют одетые в узбекскую одежду афроамериканцы», - поделился наблюдением Атхам.
Его, как и многих других мигрантов, иногда останавливает полиция для проверки документов. Адхам относится к этому спокойно: у людей такая работа.
Мигрант из Узбекистана Адхамбек Иномов
Цель - вылечить детей
В Москве Адхам рисует картины и под заказ оформляет кафе и рестораны. У него часто заказывают пейзажи. Один раз просили изобразить обнаженных женщин, но он отказался — говорит, нельзя.
«На чужбине мне приходят новые идеи. Первое — это родные пейзажи, потому что как бы ты не любил родину, именно в чужой стране ты осмысливаешь ее по-новому. Я в Москве часто хожу в музеи, и это еще больше вдохновляет меня, - рассказывает художник. - А когда есть вдохновение, я рисую очень много. Уже начал продавать картины. Понемногу уходят, не жалуюсь».
У Адхама трое детей — два сына и дочь. Один из сыновей и дочь — инвалиды. Адхам уверен, что в Москве врачи смогут помочь его детям и планирует привезти их сюда на лечение. Все заработанные деньги Адхам откладывает на эти цели.
«Рано или поздно привезу детей в Москву, найду профессоров, и они будут их лечить. Даже если лечение будет очень дорогим, я не остановлюсь. Сейчас изучаю клиники Москвы, все решаемо», - уверен мужчина.
На свою судьбу Адхам жаловаться не хочет: у всех людей есть проблемы, просто ему досталось «c довеском». «Аллах специально дает такие испытания не всем — чтобы другие видели их и ценили свою жизнь», - резюмирует мой собеседник.
Беседовала Екатерина Иващенко, «Фергана»
Хотите получать новости и аналитику на экран смартфона? Подпишитесь на наши каналы в Telegram: DW Центральная Азия и «Фергана.Ру».