«Бурхан» летит на Запад. Первый визит второго президента Узбекистана в США
Сентябрьский визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в США, основной целью которого было участие в 72-й сессии Генассамблеи ООН, на самом деле вместил множество мероприятий, важных для официального Ташкента и в дипломатическом, и в экономическом, и в гуманитарном плане. В каком-то смысле эту поездку узбекистанского лидера за океан можно считать знаковой для отношений двух стран не только потому, что первый президент страны, Ислам Каримов, не был с визитами в США около 15 лет, но и вследствие того, что Мирзиёев на деле продемонстрировал ту многовекторность во внешней политике, о которой его предшественник бесконечно твердил, но на деле обычно следовал какому-то одному курсу, только меняя его с завидным постоянством.
Дипломатические отношения между Узбекистаном и США были установлены в 1992 году (посольства в Ташкенте и Вашингтоне открылись годом позже). В том же году в республике заработало первое совместное предприятие «Зарафшан-Ньюмонт», созданное американской компанией Newmont mining, Навоийским горнометаллургическим комбинатом и Госкомитетом по геологии и минеральным ресурсам Узбекистана. В 1996-м Каримов совершил свой первый визит на другую сторону Атлантики, где встретился с Биллом Клинтоном. В дальнейшем Каримов неоднократно посещал США, а период со второй половины 1990-х по середину 2000-х можно считать временем наибольшего сближения двух стран. Отстранившись от деятельности в межгосударственных структурах, контролируемых Кремлем (СНГ, ОДКБ) и подключившись к военной операции НАТО в Афганистане, Узбекистан гарантировал себе не только приток западных инвестиций, но и частично обезопасил себя от критики за многочисленные нарушения прав человека.
К концу 2003 года в Узбекистане работало 316 предприятий, созданных при участии американских инвесторов, из них 227 совместных и 89 со стопроцентным иностранным капиталом, которые были заняты в горнодобывающей, химической, легкой, пищевой, машиностроительной отраслях. Работало множество гуманитарных программ, и узбекские студенты регулярно отправлялись на учебу в США. В рамках операции «Несокрушимая свобода» в Узбекистан были переброшены военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС США и Германии, размещенные на авиабазах в Карши и Термезе соответственно.
Андижан-2005 положил конец этой идиллии. Каримов стал персоной нон грата во многих странах Запада, представительства западных фирм в республике начали закрываться (частично на их место пришли корейцы и китайцы), поток инвестиций иссяк, была почти полностью свернута финансовая помощь (только за 1992-2000 годы США оказали такой помощи Узбекистану на 443,3 миллиона долларов), в самой республике была блокирована деятельность правозащитных НПО и прекращена работа независимых СМИ. Страна по существу могла оказаться в международной изоляции, если бы не «верные друзья» – Россия и Китай, а также Шанхайская организация сотрудничества.
В начале 2010-х на линии Вашингтон-Ташкент наметилось некое подобие оттепели, слегка омраченной скандалами вокруг Гульнары Каримовой, но до самой смерти Ислама Каримова Кремль явно имел намного больший вес во внешней политике Узбекистана, чем Белый дом. Причем вес этот в первую очередь обеспечивался наличием миллионов узбекских гастарбайтеров, трудившихся в России и накачивающих бюджет республики валютными переводами. Казалось, такая ситуация всех устраивает. Однако, судя по всему, Мирзиёев и в самом деле намерен вдохнуть новую жизнь в пресловутую «каримовскую многовекторность» и развивать отношения с США в первую очередь, исходя из интересов Ташкента, а не оглядываясь постоянно на кремлевских политиков.
Что мог подарить Шавкат Мирзиёев Организации Объединенных наций? Что-то сакральное узбекское. Этим сакральным оказался макет самаркандского архитектурного комплекса Регистан, выполненный из драгоценных металлов
Хотя приоритетом узбекистанского руководителя остается региональное сотрудничество, о чем Мирзиеев заявил с трибуны ООН (попутно заметим, что региональные устремления Ташкента, как и его новая валютная политика, пришлись по нраву главе МВФ Кристине Лагард, что в будущем может обещать финансовую поддержку со стороны этой организации), это вряд ли помешает Узбекистану одновременно искать общий язык с Западом. Тем более, заинтересованность США и Европы в союзниках в Центральной Азии из-за сложной – по традиции – ситуации в Афганистане в ближайшее время будет только расти.
В рамках визита узбекистанской делегации в США представителями республики и руководства Вебстерского универстета (штат Миссури) было, в частности, подписано соглашение об открытии филиала этого учебного заведения в городе Ташкенте. Таким образом в столице Узбекистана появится первый полноценный филиал американского вуза в СНГ. Другие филиалы университета расположены в Лондоне, Женеве, Вене, Шанхае, всего в 140 странах, обучаются в них более 22 тысяч человек. Обучение ведется по курсам социологии, бизнеса, менеджмента, ИТ, словом, по направлениям, специалисты в которых в Узбекистане сегодня очень востребованы.
Шавкат Мирзиёев лично пообщался с каждым членом узбекской диаспоры в США, приглашенным с ним на встречу. Он подчёркивал: «Главная цель моего визита сюда – вы. Давайте, возвращайтесь домой». В ответ некий юрист и блогер, живущий в США, сказал: «Мне родственники в Коканде говорят, что у них каждый год зимой отключают газ. Поэтому и дети, и старики живут в ужасных условиях». Мирзиёев прервал его и ответил: «Да, действительно, это так. Моя жена из Коканда, и мне всегда было стыдно за то, что там такая обстановка. Обещаю, что в следующем году мы обеспечим Коканд газом».
Ни одно узбекское СМИ не процитировало этот диалог. В самом деле: читателям было бы странно слышать подобные заверения президента, который не с неба свалился, а был премьер-министром в течение тринадцати лет. Почему же за всё это время он не наладил подачу газа в родной город своей жены?..
Пока Мирзиеев выступал в ООН и встречался с «избранными» соотечественниками, отправленная им в Калифорнию делегация Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций посетила Кремниевую долину. Из других интересных моментов этой поездки стоит отметить встречу узбекистанских чиновников с представителями компании Amazon Web Services, на которой обсуждалась возможность строительства на территории республики дата-центров с использованием солнечных панелей, а также предоставления местных пользователям веб-услуг через платформы компании. Помимо этого, было подписано соглашение о намерениях и дальнейшему сотрудничеству с компанией Cisco, меморандум о сотрудничестве с Microsoft, а страница Мирзиеева в Фейсбуке получила официальный статус. Сама компания Марка Цукерберга выразила готовность поучаствовать в IT-мероприятиях, проводимых в Узбекистане.
Из других мероприятий, связанных с визитом Мирзиеева в США, следует отметить открытие компанией «Узтрейд» , представляющей Министерство внешней торговли Узбекистана, торгового дома в Нью-Йорке. Это, конечно, не бог весть какое событие, но, как показал прошедший 20 сентября узбекско-американский бизнес-форум, стороны, действительно, заинтересованы в сотрудничестве. В рамках этого форума были подписаны соглашения на общую сумму в 2,6 миллиарда долларов. В частности, намечены совместные проекты в нефтегазовой и нефтехимической сферах с корпорациями General Electric и Honeywell, в машиностроении - с CNH Industrial, John Deere и Caterpillar, в электротехнической сфере - с OSI Systems и Lutron, в гражданской авиации - с компанией Boeing.
К слову, про авиацию. По данным Узбекской службы BBC, в Нью-Йорк Мирзиёев прилетел на самолете российского олигарха Алишера Усманова, которого часто называют проводником интересов Кремля в Узбекистане. Но олигарх – на то он и олигарх, что летает куда хочет и подвозит, кого хочет, тем более, имея в своем распоряжении «Бурхан» - лайнер Airbus A340-300.
Ранее уже появлялись сообщения, что миллиардер решил помочь своей исторической родине на гуманитарном поприще, на котором он в последнее время и сосредоточился. В частности, олигарх якобы намерен профинансировать строительство масштабного туристического комплекса в Бухаре и возведение в Ташкенте центра исламской культуры. В этой связи хочется надеется, что и транспортная услуга, предоставленная Мирзиееву, была гуманитарной акцией без какой-либо задней мысли, подсказанной Усманову администрацией российского президента. В конце концов, свой первый капитал олигарх сколотил на родине, так что в желании возвратить ей долги, может быть, и нет ничего предосудительного.