Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Диаспора нам поможет. Чем армянский опыт полезен Узбекистану

16.01.2018 10:48 msk, Айк Халатян

Политика Миграция  Узбекистан Общество
Диаспора нам поможет. Чем армянский опыт полезен Узбекистану

Серж Саргсян и Шарль Азнавур. Фото пресс-службы президента Армении

«Фергана» уже писала, что нынешнее руководство Узбекистана осознало всю опасность массовой миграции граждан в другие страны. Мигрирует ведь не только неквалифицированная рабочая сила (которая тоже нужна государству), утекает интеллектуальная и деловая элита – ученые, врачи, педагоги, бизнесмены. Результатом утечки стал тяжелейший кадровый голод. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев во время зарубежных поездок лично призывает соотечественников вернуться в Узбекистан, чтобы участвовать в преобразованиях – будь то участие личное, деловое или финансовое. Однако узбекская диаспора пока не очень торопится отвечать на призыв. И опыт армянской диаспоры, которая много и серьезно помогает Армении деньгами, делами, но при этом так же не спешит возвращаться, может быть интересен и узбекскому руководству, и бизнесменам узбекского происхождения.

* * *

Общее число живущих в мире армян насчитывает от 10 до 11 миллионов человек. При этом лишь около 3 миллионов проживают на своей исторической родине. Остальные разбросаны по всему миру и образуют армянскую диаспору (арм. «спюрк»). Именно диаспора является одним из важнейших источников политической и экономической помощи Армении. Она оказывала существенное содействие своей исторической родине с момента обретения Арменией независимости.

Надо сказать, что армянская диаспора не является однородной. Армянские общины в разных странах и регионах достаточно сильно отличаются друг от друга – как менталитетом и лоббистскими возможностями, так и интенсивностью связей с современной Арменией и пониманием ее реалий.

Современную армянскую диаспору сформировали две крупные волны миграции. Первая относится к началу прошлого века, когда был инспирирован геноцид армян в Османской империи, вторая – к концу ХХ века, и связана она с развалом СССР. Различие в менталитете представителей этих двух волн особенно ярко проявляется в США и Западной Европе, где к западным армянам первой волны присоединились восточные армяне из второй. Тут надо сказать, что армяне традиционно делятся на западных, то есть выходцев из Османской империи, и восточных – из Российской империи-СССР, а также Ирана (между ними есть разница в используемых диалектах, в орфографии и т.д.)

Бизнес или благотворительность?

Различный менталитет диктует разные подходы, в том числе к ведению бизнеса и осуществлению инвестиций в Армению. Если для армян из России или Южной Америки бизнес в стране с довольно высоким уровнем коррупции и клановой системой – не проблема, для многих предпринимателей из западных стран это является барьером. Неудивительно, что по отношению к Армении они часто предпочитают ограничиваться благотворительными проектами.

Показательна в этом смысле история с известным армянским предпринимателем из США Кирком Кркоряном. Он волевым решением расформировал созданный им для проектов в Армении фонд «Линси», а оставшиеся в нем средства в размере 200 миллионов долларов передал Калифорнийскому университету Лос-Анджелеса (UCLA). И это при том, что до этого его фонд потратил несколько сот миллионов долларов на реализацию в Армении программ. Как писали армянские оппозиционные СМИ, причиной расформирования фонда стало недовольство предпринимателя разворовыванием предоставленных им средств.

Любопытно, что из 17 национальных героев Армении, получивших это звание за годы независимости, трое являются крупными бизнесменами-благотворителями, живущими за рубежом (не считая легендарного шансонье Шарля Азнавура, также осуществлявшего благотворительные проекты в Армении).

В последние годы представители диаспоры начали реализацию в Армении ряда крупных гуманитарных программ, которые призваны поднять на новый уровень качество образования в республике, помочь развитию человеческого потенциала и инновационных технологий. Среди них – Дилижанская международная школа (UWC Dilijan College), центры креативных технологий «Тумо» (Ереван, Гюмри, Дилижан, Степанакерт), школа «Айб», фонд FAST (Foundation for Armenian Science and Technology).

При этом сами армянские власти, в частности, премьер-министр Карен Карапетян, приветствуя благотворительные проекты, осуществляемые на деньги диаспоры, подчеркивают необходимость идти дальше – создавать в Армении такие условия, чтобы проживающие за рубежом соотечественники рассматривали республику и как выгодное место для инвестиций. Однако тут возникают проблемы: крупные армянские предприниматели из других стран, если и вкладывают средства в экономику Армении, то обычно это происходит лишь в силу личных связей с руководством страны или по их просьбе. Типичный пример подобных вложений – деятельность «Клуба инвесторов Армении», куда вошли крупные армянские предприниматели из России во главе с самым богатым в РФ армянином Самвелом Карапетяном (32-ое место российского Forbes с 3.4 млрд. долларов). Участники клуба обязались инвестировать в Армению более миллиарда долларов. Как полагают, само создание фонда, да и последняя инвестиционная активность группы «Ташир» Самвела Карапетяна во многом обусловлены дружескими отношениями премьер-министра Карена Карапетяна с армянской бизнес-элитой России (сам премьер долгое время жил в России, работал в структурах Газпрома).

Диаспора даже Трампу не по зубам

Как известно, политическая система в РФ имеет свою специфику. По этой причине российские армяне хоть и весьма активны в оказании экономической помощи Армении, но практически лишены возможности политического лоббирования ее интересов – в отличие, например, от армян США, Франции или стран Латинской Америки. Для потомков беженцев из Османской империи принципиальным вопросом является международное признание геноцида армян. Не случайно, что инициировав осенью 2008 года процесс нормализации отношений с Турцией (так и не приведший к положительным результатам), президент Армении Серж Саргсян был вынужден провести «панармянское турне», дабы объяснить представителям диаспоры, чем обусловлено его желание наладить отношения с Анкарой без предварительных условий. Считается, что несмотря на предпринятые усилия, он так и не нашел понимания у большинства зарубежных соотечественников.

Разумеется, политическая деятельность диаспоры не ограничивается лишь вопросом международного признания геноцида. Армянские общины активно лоббируют интересы Армении в карабахском конфликте, а также в вопросах оказания финансовой помощи Армении другими странами.

Айк Халатян. Фото из личного Фейсбука
С этой точки зрения стоит особо отметить армянскую общину США. Ей не только удалось добиться для Армении существенно большей финансовой помощи, чем для Азербайджана, но и обеспечить, чтобы Нагорному Карабаху выделялось несколько миллионов долларов ежегодно. Благодаря деятельности диаспоральных структур американский Конгресс в 1992-м году принял 907-ю поправку к закону «Акт в поддержку свободы». Поправка эта запрещала правительству США оказывать официальным структурам Азербайджана финансовую помощь до тех пор, пока не будет снята блокада Армении и Нагорного Карабаха (правда, с 2001 года президентские администрации ежегодно временно приостанавливают данную поправку).

Даже администрации Дональда Трампа, нацеленной на резкое сокращение финансовой помощи США другим государствам, пришлось считаться с армянским лобби и настроениями в Конгрессе. Так, Комитетом по ассигнованиям Палаты представителей США было одобрено сокращение финансовой помощи Азербайджану в 2018-м году на 90% по сравнению с 2017-м – до 1 млн. долларов. Армении же эту помощь сократили лишь на 67% —до 6,8 млн.

Принимаешь помощь – принимай и критику

Однако армянские общины не ограничиваются очевидной помощью властям Армении. Диаспора регулярно критикует руководство за неспособность эффективно решать стоящие перед страной проблемы (в частности, в социально-экономической сфере), пассивность в вопросе борьбы с коррупцией, слияние власти и бизнеса. Большой резонанс в Армении и в зарубежных общинах вызвали резкие заявления великого шансонье Шарля Азнавура (занимающего должность посла Армении в Швейцарии), а также известного рок-музыканта, вокалиста группы «System of a Down» Сержа Танкяна и других деятелей диаспоры.

Примечательна в этом смысле бурная овация, которую участники прошедшего в сентябре прошлого года шестого Всеармянского форума «Армения-Диаспора» устроили одному из самых авторитетных армянских церковных иерархов – католикосу Великого дома Киликийского Араму Первому, который прямо призвал власти Армении осознать всю серьезность проблем, стоящих перед мировым армянством.

Власти Армении во главе с президентом Сержем Саргсяном выдвинули на форуме амбициозную программу «Четырехмиллионная Армения к 2040 году», которую без массовой репатриации армян из других стран мира реализовать не удастся. Однако многие представители диаспоры отмечали, что прежде, чем призывать армян всего мира к возвращению на историческую родину, властям следовало бы создать в стране такие условия, чтобы ее граждане не стремились массово уезжать из нее на чужбину в поисках лучшей доли.

Так или иначе, сами армянские власти стоят перед сложной дилеммой. Выполнение требований диаспоры означает ослабление возможности этой самой власти саму себя воспроизводить. С другой стороны, совсем игнорировать критику зарубежных общин тоже нельзя: это чревато потерей поддержки со стороны диаспоры, а без этой поддержки возможности Армении ослабнут весьма существенно.

Айк Халатян, специально для «Ферганы»

Международное информационное агентство «Фергана»