В центре паутины. Почему главе «КазМунайГаза» нечего ответить на главные вопросы «райского досье»
Сауат Мынбаев. Фото с сайта Kapital.kz
Буквально накануне Нового года на одном из информационных порталов Казахстана появилась любопытная заметка: «Сауат Мынбаев: OCCRP искажает факты и подает материал тенденциозно». Текст начинался с интриги: «Сегодня в распоряжение редакции поступили комментарии С.Мынбаева в связи с публикацией 14.11.2017 года очередных материалов международного журналистского расследования…» (речь идет о ОССRP – «райском досье»: Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) в начале ноября опубликовал документы, касающиеся офшорных компаний, которыми владеют представители элиты разных стран. Среди лиц, о которых шла речь в досье, оказался и Сауат Мынбаев. – Прим. «Ферганы».)
Провисев примерно полчаса, заметка с сайта исчезла, но ее успели заметить новостные агрегаторы, и особо любознательные читатели все же могут ее найти, например, на i-news, и узнать, как пытался оправдываться бывший министр нефти и газа и нынешний председатель правления АО «КазМунайГаз».
Но никаким эксклюзивом эти объяснения не были, а оказались калькой заметки в казахстанском «Форбсе», напечатанной в ноябре прошлого года, когда только вышло «райское досье».
Зачем потребовалось экстренно повторять уже однажды напечатанное, осталось загадкой. Но возможно, что это стало первой несколько импульсивной реакцией на публикацию Ratel.kz под названием «История происхождения капиталов Сауата Мынбаева» от 26 декабря. Что все равно выглядело странно, потому что «Ратель», рассказывая о Мынбаеве, прокомментировал и ноябрьские разъяснения главы «КазМунайГаза».
Что написано в «райском досье»
Вообще в разъяснениях Мынбаева интересно то, как он обходит важные пункты «райского досье» и меняет акценты.
Вот показательный пример.
В нашумевшем журналистском расследовании достаточно много говорилось о деятельности некой фирмы TTG Group. Это крупная железнодорожная компания, которая сдает в лизинг вагоны и оказывает услуги по техническому содержанию некоторым крупным нефтегазовым компаниям, действующим в Казахстане. Фирма, надо сказать, весьма успешная: только за 2010 год ее доход составил $100 млн. долларов, а чистая прибыль — более $40 млн.
В расследовании давался подробный расклад:
«TTG Group возникла на базе бывшего госпредприятия, а сейчас владеет самым большим в Казахстане парком цистерн для перевозки нефти и газа. Также ей принадлежит обширная ремонтная база и железнодорожное депо, обслуживающее крупнейшее в стране нефтяное месторождение. Основные подразделения TTG Group для удобства бизнеса расположены на западе республики, где находится большинство объектов нефтегазовой индустрии. Своим успехом компания по большей части обязана одному главному клиенту — консорциуму «Тенгизшевройл». Главным его участником является американская Chevron, но в него также входят ExxonMobil, российский «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз» — тот самый гигант казахстанской добывающей отрасли, который возглавляет Мынбаев.
Руководство национальной нефтегазовой компанией и прежняя работа на посту министра нефти позволяет рассматривать Мынбаева как ответственного за управление нефтяными ресурсами, от которых напрямую зависит экономика Казахстана. В то же время его частные коммерческие интересы в сфере железнодорожных грузоперевозок принесли ему и его бизнес-партнерам как минимум $260 млн. Мынбаев как государственный служащий обязан был декларировать подобный конфликт интересов, но нет свидетельств, что он это когда-либо делал…
Структура собственности TTG Group — это паутина офшорных структур… Сама TTG Group принадлежит еще одной компании из Нидерландов, которая, в свою очередь принадлежит кипрской компании. Однако у компании с Кипра тоже есть владелец — компания на Британских Виргинских Островах, но и на этом «офшорные слои» корпоративной структуры не заканчиваются. Ни на одном из этих «уровней» нет данных о Meridian Capital, один из акционеров которой — Мынбаев. Однако в финансовом отчете TTG Group этого года обнаружилось любопытнейшее упоминание о необычной секретной сделке, заключенной 16 сентября 2011 года. По условиям сделки одна из компаний Meridian Capital получила опцион на покупку всех акций TTG Group всего за… 1 доллар. Исполнение этого опциона заставило бы Meridian Capital «засветиться» в корпоративной структуре группы компаний с риском публичного раскрытия данных. Но этого не произошло — на бумаге вся структура осталась прежней...
Из финансового отчета этого (2011-го) года выяснилось, что с того момента «бенефициарное право собственности» и «все экономические выгоды» от деятельности TTG Group в конечном итоге принадлежали Мынбаеву и его партнерам. Это значит, что в сделке оговаривался некий механизм, позволявший Meridian получать заработанную TTG Group прибыль, не становясь ее формальным владельцем…»
Связь Meridian и TTG
Информацию о деятельности TTG Group Сауат Мынбаев вниманием не обошел (очевидно, она показалась ему небезынтересной). Однако был предельно лаконичен в своем разъяснении:
«У Meridian Capital и TTG Group могут быть одни и те же отдельные акционеры. Но я никогда не был и не являюсь акционером компании TTG Group».
Что-либо возразить бывшему министру, действительно, будет затруднительно. Да и зачем? Ведь в тексте расследования OCCRP нет ни единого упоминания о том, что непосредственно Сауат Мынбаев являлся акционером TTG Group. Мало того, там черным по белому говорится другое: «По утверждению TTG Group, компания была основана в 2001 году. В то время председателем ее правления, судя по его биографии, был человек по имени Евгений Фельд — один из учредителей Meridian и бывший топ-менеджер «Казкоммерцбанка» — крупнейшего казахстанского банка. Как выяснилось, именно этот банк предоставлял столь необходимое TTG Group на первых порах финансирование. Несколько других директоров «Казкоммерцбанка», включая Мынбаева, также стали акционерами Meridian».
Структура TTG Group в 2006 году. Иллюстрация из доклада OCCRP
А далее авторами расследования приводились и другие свидетельства «преемственности» в правах собственности на транспортную компанию. Так, например, TTG Group приобрела местную операционную компанию «Тенгизтрансгаз» в 2008 году в рамках схемы, названной частью «внутренней реструктуризации». Этот коммерческий термин предполагает, что речь не шла о смене собственности; другими словами, тот, кто владел компанией до 2008 года, и после этого остался ее хозяином. Всё указывает здесь на Meridian Capital.
Если действительно Meridian Capital в течение десяти лет контролировал TTG Group, это в значительной степени объясняет причину успеха последней. (Кредит в $85 млн., выданный в 2013 году компании Meridian местным подразделением TTG Group и, очевидно, так и не возвращенный, служит еще одним доказательством того, что Meridian продолжал получать прибыль от своего успешного казахстанского бизнеса).
Были и другие, не менее интересные подробности: «С 2008 по 2015 год компания Meridian Capital получила не менее $176 млн. в виде дивидендов от коммерческих сделок через TTG Group».
Журналисты OCCRP выявили одну сделку, показывающую, как деньги перетекают на счета Meridian.
4 сентября 2014 года TTG Group взяла у своего казахстанского подразделения «Тенгизтрансгаз» кредит на $85 млн. В тот же самый день она ссудила ровно такую же сумму Meridian Capital International Fund — фонду с Каймановых Островов, принадлежащему Meridian.
Судя по всему, ни одна из компаний так и не вернула деньги: «Что касается этого кредита, то графика его погашения нет», — указано в финансовой отчетности. Для реальной кредитной сделки между двумя независимыми структурами не потребовалось бы такое посредничество. Сложный «промежуточный механизм», а также то, что деньги, как можно судить, не вернулись кредиторам, — еще одно свидетельство в пользу того, что и Meridian, и TTG Group контролируют одни и те же люди, и что Meridian неплохо зарабатывает на подобных «коммерческих схемах».
Объяснился не по существу
К сожалению, в разъяснениях самого Сауата Мынбаева об этих весьма любопытных схемах нет ни слова. Зато зачем-то второй раз (наверное, для тех, кто недопонял предыдущий абзац) решительно заявляется: «Мынбаев не являлся и не является акционером TTG Group».
Видимо, автор комментария уверен, что это исчерпывающе объясняет цепочку деловых взаимоотношений между нефтегазовыми предприятиями страны, TTG Group и холдингом Meridian как одним из конечных бенефициаров.
В объяснениях Мынбаева говорится: «Сауат Мынбаев пришел в сферу нефти и газа в августе 2007, став министром энергетики и минеральных ресурсов, в 2010 назначен министром нефти и газа. Освобожден с этой позиции в августе 2013. За этот период указанными министерствами не было заключено ни одного контракта или договора с «Меридиан Капитал» либо его дочерними компаниями, в том числе в сфере недропользования в РК. В августе 2013 Мынбаев назначен председателем правления АО «КазМунайГаз». Ни одной сделки, ни одного контракта с этого момента до настоящего времени КМГ не имеет с компанией «Meridian Capital» и его дочерними компаниями».
И опять-таки все вроде бы верно. Настолько верно, что абсолютно не противоречит тексту расследования OCCRP. Там речь идет о контрактах между TTG Group и, например «Тенгизшевройлом». Крайне выгодных, надо отметить, контрактах. А напомним, что в «Тенгизшевройл», как было написано в расследовании, входят американская компания Chevron, ExxonMobil, «ЛУКОЙЛ» и – сюрприз! – «КазМунайГаз», который возглавляет Мынбаев. Что касается связей как формальных, так и не очень между TTG Group и холдингом Meridian, так в расследовании на этот счет, как мы уже убедились, есть много интересных данных, на которых Сауат Мухаметбаевич подробно останавливаться уже не стал.
В своем комментарии Сауат Мынбаев твердо заявляет: «Все займы, выданные Банком развития Казахстана кому бы то ни было во время, когда Мынбаев был его председателем, стопроцентно погашены, включая заем TTG Group». И здесь с ним также никто не спорит. В расследовании этому эпизоду уделен один абзац: «В 2002 году, когда он (Мынбаев. – Прим. «Ферганы») занимал пост президента «Банка развития Казахстана», банк выдал TTG Group заем в $11,7 млн. для покупки еще 300 цистерн. И весь этот подвижной состав имел гарантированного потребителя в лице «Тенгизшевройла».
Однако комментировать Мынбаеву нужно другие кредиты, о которых упоминается в досье и о которых мы уже писали выше: например, о кредите в $85 млн., который 4 сентября 2014 года TTG Group взяла у своего казахстанского подразделения «Тенгизтрансгаз» и в тот же день ссудила ту же сумму Meridian Capital International Fund — фонду с Каймановых Островов, принадлежащему Meridian. В финансовой отчетности говорится, что «графика погашения этого кредита нет».
Вот об этих кредитах в комментариях Мынбаева нет ни слова. Как нет ни слова о целом ряде других фирм и компаний, чьи названия фигурировали в расследовании и чья деятельность так или иначе связана с холдингом Meridian. Например, глава «КазМунайГаза» не сказал о казахстанской компании «Caspian Freight Company», так же, как и TTG Group, передавшей управленческий контроль над собой Meridian всего за $1000. А уже после этого важного шага Caspian Freight Company по принципу TTG Group начала выстраивать собственную казахстанскую транспортную империю. В 2014 году она приобрела контрольные пакеты в двух местных транспортных фирмах: «Алаутранссервис» (ранее входила в структуру «Алаутрансгаза») и Germes Capital Management.
И так далее. По большому счету комментарии господина Мынбаева не прояснили ни один принципиальный вопрос, так или иначе поднятый в зарубежном расследовании. Вроде бы ответы по существу, а присмотришься – немного не про то. Или совсем не про то. Непонятно, к чему, в частности, была отдельная отсылка к географии деятельности Meridian: «Практически вся деятельность Meridian Capital, как и указано в статье, находится за пределами Республики Казахстан». Ну да. За исключением тех аффилированных компаний, о которых, собственно, и шла речь в расследовании. И пусть формально они не являлись «дочками» и внучками, но связь между ними авторы документа выявили прочную и недвусмысленную.
Остальное в комментариях главного нефтяника страны – лирика. Типа упоминаний про то, как Сауат Мынбаев отразил долю участия в Meridian Capital в налоговой декларации, а все годы нахождения на государственной службе платил налоги с дивидендов в случае их получения. Или удовлетворенная констатация факта невыявления своего участия в деятельности холдинга в последнее время. Как говорит сам Мынбаев, «несколько лет назад [я] вышел из состава акционеров Meridian Capital. Впрочем, это подтверждают и сами авторы статьи, говоря “отсутствие имени Мынбаева из самых последних раскрытий может означать то, что он недавно продал свои акции”».
Да, возможно, это так. Но наиболее содержательная и познавательная часть расследования в комментариях Мынбаева так и не отразилась. И все вопросы, которые задавались бывшему министру и нынешнему главе национальной компании как казахстанскими, так и зарубежными журналистами, остаются без ответа.
Признаться, что-то подобное и стоило ожидать. И потому так удивил продублированный комментарий Мынбаева, промелькнувший и быстро удаленный с одного казахстанского сайта в последние дни уходящего года. Мы ждали ответов. Мы хотели знать, в чем именно «OCCRP искажает факты и подает материал тенденциозно».
Оказалось, ни в чем. Он ничего не опроверг.
Акен Мурзаев