Начальству ворота виднее. Бывший тренер сборной Казахстана рассказал, почему ему пришлось бежать с работы
Леонид Пахомов. Фото с сайта Caravan.kz
Федерация футбола Казахстана ищет нового тренера для национальной сборной. Основными претендентами, как говорят в Федерации, считаются один из бывших тренеров национальной команды, а ныне тренер «молодежки» Талгат Байсуфинов, а также рулевой самого успешного казахстанского клуба «Астаны» болгарин Станимир Стоилов. В списке фигурировали фамилии россиян Валерия Карпина и Олега Кононова, даже хорвата Славена Билича. Чтобы понять, насколько важна фигура тренера для сборной Казахстана, следовало бы вернуться к истокам казахстанского футбола, а вернее, к человеку, который у этих истоков стоял. Мы обратились к первому иностранному тренеру сборной Казахстана, первому тренеру в истории сборной Казахстана под эгидой УЕФА Леониду Александровичу Пахомову, которому завтра исполнится 75 лет. Он проработал на посту главного тренера национальной команды с февраля 2003 по апрель 2004.
- С наступающим юбилеем, Леонид Александрович!
- Спасибо большое. Главное – здоровье.
- Вы были первым иностранным тренером во главе Казахстана.
- Я делал первые шаги с национальной командой Казахстана в Европе. Меня пригласили, потому что я имел большой опыт работы. Возглавлял олимпийскую команду, помогал Борису Игнатьеву тренировать национальную сборную СССР, помогал Владимиру Родионову, когда выиграли молодежный Чемпионат Европы.
Я приехал поднимать футбол с нуля. Объяснял чиновникам, как следует вести футбольное хозяйство: развитие школ, поля, базы. Решил помочь детско-юношескому футболу. Опыта хватало. Да и любой приглашенный специалист пытается помочь на всех уровнях. Ведь национальная команда - это не только двадцать игроков, это молодежные, юношеские, детские сборные. И во всех начинаниях тренер должен получать поддержку от окружения. Это нормальная европейская практика. Но в итоге получилось, что за все направления отвечал я один. Даже бани проверял, чтобы восстановительные мероприятия проводить. Помощи со стороны чиновников не было никакой. Все сидели и слушали, что я скажу, причем не всегда выполняли просьбы. Даже больше скажу, сложилось ощущение, что все только и делали, что ждали, пока я где-нибудь ошибусь. В то время, когда я был в Казахстане, чиновники просто не понимали, что такое сборная, что нужно делать для движения вперед. Инфраструктура, мягко говоря, была не на высоком уровне. Пытался объяснять, однако постоянно чувствовал недопонимание. Просил помощи. Нужен был командный врач, второй тренер, третий тренер, селекционер. Они думали, что я один все это должен делать.
Леонид Пахомов в молодости. Фото с сайта Sports.ru
- Может, были проблемы с финансированием?
- Не знаю, не влезал. Все помощники у меня были местные. Это я был приезжий, потому мог что-то высказать руководству. Казахстанцы свое мнение имели, но боялись чиновников, боялись потерять работу. Мне очень жаль потерянного времени. Казалось, что чиновники хотят развивать футбол, что в регионах, на местах люди работают неплохо. Складывалось ощущение, что Казахстан движется в Европу. Мы играли в товарищеских матчах с Португалией, Польшей, Фарерами. Но все упиралось в то, что на пути оказывалось множество недоброжелателей. Раз пригласили главного тренера - нужно помогать ему, всеми силами помогать, поскольку это на благо сборной. Но я поддержки не чувствовал, лишь скрытую неприязнь и зависть. Будто приехал иностранец и отнял работу у местного специалиста.
- Казахстанские тренеры завидовали?
- Нет, не тренеры. Там ребята все хорошие были. Но без собственной точки зрения. Словно все под колпаком. Завидовали чиновники, наверное, хотели своих протеже на этот пост. Получается, те же люди, которые меня наняли, и ждали любой ошибки, чтобы меня покритиковать. Не хочу сказать, что все поголовно плохие, они, действительно, пеклись о результате, вкладывались, правда, не понимали, что не бывает все и сразу.
- Может, они считали, что заплатили деньги и должны получить результат?
- Какие там деньги… Но результат они, действительно, хотели сразу. Но я же не мог его гарантировать. Вполне естественно, когда ты приходишь на работу, заявляешь, что прогресс возможен. Например, если команда в группе занимала пятое место, то ты говоришь, что будем стремиться к четвертому. Это нормальная практика во всем мире. Тем более, европейский футбол для Казахстана был в новинку, а терпения у чиновников не было. В общем, убежал я оттуда.
- Но перед тем возглавили «Кайрат»?
- Я ехал тренировать сборную. Всегда был против совмещения постов. Не может тренер полноценно руководить и клубом, и сборной. Но казахстанские чиновники из Федерации меня как-то уломали возглавить и «Кайрат». Это было, считаю, самой большой моей ошибкой.
- Руководство Федерации попросило возглавить клуб? Обычно клубных тренеров просят взять сборную…
- Они хотели создать на базе «Кайрата» основу для национальной команды. То есть игроки сборной должны были сыгрываться в течение всего сезона. Где-то в Европе проскочила такая идея, по-моему, сделать на базе киевского «Динамо» сборную Украины, а в Казахстане решили этот план реализовать. И меня все время подталкивали, мол, давайте «Кайрат» превратим в сборную. В конце концов, они меня уломали. Взвалил на себя, как оказалось, непосильную ношу. Пришлось также ездить по регионам и одновременно следить за процессами в клубе.
Примерно то же происходит в последние годы в хоккейной сборной Казахстана, когда «Барыс» и есть сборная Казахстана. Не больше, но увы, и не меньше. Только в футболе мы не могли давать гражданство легионерам из дальнего зарубежья и рассчитывали лишь на свои силы.
Когда я не работал в клубе, взаимодействовал с региональными тренерами, спокойно мог поехать посмотреть того или иного игрока. После того, как возглавил «Кайрат», времени стало меньше, потому я не мог также легко рвануть в другой конец страны поглядеть футболиста. А что мне? Семья в Москве, время появилось – надо расходовать с пользой.
Отчасти понимаю футбольных чиновников. Молодая сборная, в Европе – совсем новичок. Хотелось выделиться. И так сложилось, что именно мне выпало делать первые шаги вместе с юной командой. Не получилось, пусть виною и комплекс причин.
Где-то был не прав, что не отстоял свою точку зрения и повелся на уговоры. Стало намного тяжелее, поддержки так и не дождался и слишком поздно понял свою ошибку.
- Вы не могли пригласить кого-нибудь из российских тренеров на помощь?
- У меня был лишь один помощник Володя Гулямхайдаров, мы с ним в «Торпедо» вместе играли. Он был единственным, с кем можно было поспорить и поговорить. Алексея Петрушина пригласил, а он оказался неактивный. Тот же Гулямхайдаров мог подойти и сказать, мол, Леонид, это мы не так делаем. А от Петрушина я так и не дождался никакой инициативы, молча все выполнял. Он возглавил «Кайрат» после моего ухода, может быть, ждал своего часа. Но он хороший тренер, ничего сказать не могу. Выиграл чемпионат.
- А футболисты как к вам относились? Кого бы вы выделили?
- К игрокам вопросов не было. Они выполняли требования. В память врезался Самат Смаков, очень качественный игрок. Руслан Балтиев был неплох. Женя Ловчев – сын знаменитого Евгения Серафимовича Ловчева. Не скажу, что много классных футболистов, но вполне достаточно, чтобы слепить нормальную команду.
- Вы с ними и в «Кайрате» работали…
- Мне разрешили брать футболистов из любых клубов в Казахстане. Евгения Ловчева забрал из «Шахтера», Самата Смакова - из «Спартака». Вроде бы все неплохо, но были моменты, которые мне не нравились. Для начала судейство. Я против всяких подсуживаний, в чью бы сторону они не производились. База у «Кайрата» в то время была ужасная. Это Бородюк рассказывал недавно, что все на высшем уровне, а тогда был убогий двухэтажный деревянный дом. Тренировочное поле – бездарнейшее. Оно даже под общепринятые стандарты не подходило – было меньше. Грязь. Надо было видеть.
- Вспомнили про Александра Бородюка, как думаете, что у него не получилось в Казахстане?
- Давно не пересекался с Сашей, давно он мне не звонил. Перед тем, как ехать в Казахстан, не спрашивал меня, что да как. Он отлично проработал в московском «Торпедо» – вывел команду в Премьер-Лигу, потому вполне естественно, что им заинтересовались на уровне сборных. Тем более, он долгое время помогал Гусу Хиддинку во главе национальной команды России, тоже вполне успешно – выиграли «бронзу» на ЕВРО-2008. Так что опыт работы в сборных у него имеется.
Он хороший парень, профессионал, но в какие условия он попал в Казахстане, сказать сложно. Там любят футбол, много уделяют внимания, но не до конца понимают, что нужно делать для его развития. В стране умеют работать с борьбой, боксом и хоккеем с мячом (бенди).
Но там очень много желающих поруководить, и если другие виды спорта к этому приспособились, то футбол такого подхода не любит, да и хоккей с шайбой, похоже, тоже. Руководство казахстанского футбола влезает в работу тренера. Когда я там работал, постоянно с этим сталкивался. Возможно, Александр тоже. Насколько я помню, Александр начинал с «Кайрата», а уж потом возглавил сборную. Можно сказать, он пошел по моим стопам. Только в другом порядке. У Бородюка – сначала «Кайрат», затем сборная - и до свидания.
- Вы испытывали давление со стороны болельщиков?
- Со стороны болельщиков – нет. Не замечал. Я много ездил по стране, посещал школы, стадионы, общался с тренерами в разных городах. Не встречал какого-то негатива в свой адрес. Люди подходили, здоровались, благодарили, желали удачи. Иду, бывало, по беговой дорожке, кричат, радуются. Может быть, за 15 лет так много изменилось? А вот со стороны чиновников – постоянно. Собственно, поэтому я и уехал из Казахстана.
- Как это было?
- Моим финалом стала игра сборной Казахстана против Азербайджана. Я на свое усмотрение определили состав. Некоторых надо было посмотреть, некоторые – костяк. Я вызвал игроков на сборы, для меня это было гораздо важнее результата в товарищеской встрече. Вдруг ко мне обращаются из Федерации и заявляют: мы обязательно должны выиграть в этом матче. Я понимал, что выиграть – это хорошо, и самое главное для любого тренера – победа. Но также я прекрасно понимал: через несколько месяцев стартует первый для Казахстана официальный европейский турнир – отборочный цикл Чемпионата мира-2006. Я никого не послушал и принял решение придерживаться изначального плана на игру – просмотреть нескольких игроков. Сыграли мы неплохо, но слегка подвели вратари, уступили 2:3. Вполне могли зацепить ничью. Но чиновников и ничья бы не устроила, им необходима была победа. Кроме того, нужно было понимать, что в 2004 году сборная Азербайджана была гораздо опытнее Казахстана, те же Фареры были опытней. Вот после этого матча и произошел конфликт с руководством. Получается, что ни о каком развитии футбола в стране речи не шло, меня, выходит, пригласили побеждать. Было очень сложно. Кончилось тем, что я разругался с зятем президента Казахстана, который руководил Федерацией футбола (речь о Рахате Алиеве. - Прим. «Ферганы»), послал, развернулся и уехал.
Последний матч сборной Казахстана под руководством Леонида Пахомова, 2004 год. Фото с сайта Sportsffa.kz
- Следите за результатами Казахстана?
- По мере сил. Когда показывают таблицы, всегда глазами ищу Казахстан. Знаю, что «Астана» пробилась в плей-офф Лиги Европы. Но вот на уровне сборной все печально. Как были на уровне Фарер, так и остались, к сожалению.
- - Сейчас много разговоров о молодом казахстанском футболисте Еркебулане Сейдахмете, перешедшем в «Уфу», игрока называют «казахский Месси»…
- Вполне возможно, что это справедливое прозвище. Он и есть Месси, только на уровне Казахстана, а не Аргентины. Может быть, даже для «Уфы», но не для «Барселоны». Я рад, что появляются перспективные игроки. Дай бог. Правда, для сборной одного футболиста мало. Нужно, чтобы появлялись по два-три игрока хорошего уровня каждый год. Если этого нет, значит, что где-то в цепочке детский-юношеский-молодежный-взрослый футбол проблемы.
Казахстану повезло с той точки зрения, что после развала СССР осталось приличное футбольное наследие. Были действительно сильные клубы со своей историей, традициями: «Кайрат», «Иртыш», «Актобе», «Шахтер». В те времена футболисты были лучше подготовлены. Правда, это касается не только Казахстана, но и всех постсоветских республик. Многое потеряли. Имею право так говорить. Работал в сборной Союза и видел изнутри, как все это строилось и работало. Есть с чем сравнивать.
Была тренерская школа, проводились семинары, спорили, ругались даже. Помню, как Лобановский собирал народ. А в Казахстане было сплошное единодушие.
- Что-нибудь позитивное запомнилось за время работы в Казахстане?
- Обычные люди очень хорошие и доброжелательные. Алма-Ата – красивый город. А так, чтобы запечатлелось… Нет. Может быть, с памятью проблемы, много головой играл в молодости.
- Что вы посоветуете следующему тренеру сборной Казахстана?
- Знаете, я слышал, что Олег Кононов может стать тренером сборной Казахстана. Я как поклонник краснодарского футбола и как человек, который помнит игру «Краснодара» при Кононове, могу сказать, что будет очень жалко Олега Георгиевича. Он не смог нормально работать в «Тереке» (российский клуб, ныне «Ахмат»), как кажется, из-за излишнего давления со стороны руководства, а в Казахстане это давление увеличится в разы. Вот Федерации могу пожелать не вмешиваться в дела тренеров или приглашать исключительно местных специалистов, разбирающихся в менталитете и знающих порядки. А еще – сформировать команду специалистов, не однодневку, а именно команду, которая будет со сборной и в горе, и в радости.
В сборной Казахстана со времен вступления в УЕФА сменилось восемь тренеров. Сейчас ищут девятого. После Леонида Пахомова (0 побед, 2 ничьи и 7 поражений), при котором не было сыграно ни одного официального матча, команду почти на год возглавил местный специалист Сергей Тимофеев – из 13 матчей 12 поражений и одна ничья. Последнее место с одним очком в не самой сильной группе квалификации Чемпионата мира-2006.
Похоже, руководство Федерации футбола Казахстана с тех пор разочаровалось в местных тренерах, поскольку с 2006 года началось десятилетие иностранцев у руля казахстанской сборной.
У голландца Арно Пайперса отчасти получилось то, что не вышло у Пахомова: он более или менее успешно усидел на двух стульях, одновременно возглавляя и национальную сборную, и «Женис» (теперь «Астана»). С клубом он выиграл чемпионат страны, правда, сборной он руководил почти три года (2006-2008 годы), а командой – лишь сезон (2006). Именно при голландце Казахстан одержал свои первые победы: в марте 2007 года в товарищеских встречах покорились Киргизия и Азербайджан, а в конце месяца в квалификационном раунде Чемпионата Европы-2008 была обыграна Сербия. В той же квалификации казахстанцы дважды сыграли вничью с Бельгией, набрали рекордные 10 очков в 14 матчах и заняли шестое место из восьми участников, обойдя Армению и Азербайджан, которые сыграли на два матча меньше (две очные встречи) из-за политических разногласий.
Пайперс начал квалификационный раунд к Чемпионату мира-2010. В стартовой встрече была крупно обыграна Андорра, но в предыдущих пяти товарищеских матчах казахстанцы уступили соперникам и не забили ни одного мяча, в том числе были крупные поражения от России (0:6) и от новичка УЕФА Черногории (0:3). Затем последовали неудачи в матчах с Хорватией и Украиной. С Пайперсом попрощались. В итоге голландец установил рекорд длительности пребывания на посту тренера сборной Казахстана. Он провел 36 матчей, из которых 7 оказались победные, 11 ничьих и 18 поражений.
Футболисты сборной Казахстана, 2018 год. Фото с сайта Kff.kz
В октябре 2008 года команду возглавил немец Бернд Шторк. Возглавил он и команду «Алма-Ата» (теперь «Кайрат»). Стартовал он, мягко говоря, не очень удачно. В матче против Англии казахстанцы проиграли 1:5. В остальных встречах Казахстан обыграл лишь Андорру и занял в квалификационной группе предпоследнее место с шестью очками. Видимо, у Шторка был определенный карт-бланш, поскольку он остался у руля команды на начало отборочного турнира к ЕВРО-2012, где Казахстан проиграл в четырех стартовых матчах и не забил ни одного мяча. Шторк выводил на поле футболистов сборной Казахстана 14 раз. В активе лишь три победы и 11 поражений.
В феврале 2011 года Федерация футбола Казахстана пригласила чеха Мирослава Беранека. Уже в 2012 году он параллельно возглавил ФК «Астана». При Беранеке команда доиграла квалификацию на ЕВРО-2012, заняв с четырьмя очками последнее место в группе, и начала отбор к Чемпионату мира-2014. Беранек оказался амбициозным тренером и после неудач написал заявление об уходе сначала из клуба, затем из сборной. Он провел 24 матча, пять из них оказались победными, шесть ничейных, остальные окончились поражениями.
Россиянин Юрий Красножан в своей карьере уже выступал в роли кризис-менеджера – долгое время тренировал нальчикский «Спартак». Но со сборными он никогда не работал. Пробыл у руля национальной команды Казахстана Красножан полтора года с марта 2014 года по октябрь 2015 года. Он доработал квалификацию к ЧМ, Казахстан занял с пятью очками предпоследнее место в группе, обойдя Фарерские острова. Стартовал в квалификации к Чемпионату Европы-2016. Успехов не было, однако последним матчем Красножана во главе сборной Казахстана стала гостевая победа над Латвией. В итоге россиянин 17 раз выводил казахстанцев на международные матчи. При нем было одержано три победы, шесть ничьих и восемь раз сборная Казахстана проиграла.
В марте 2016 года впервые за долгое время сборную Казахстана возглавил местный специалист Талгат Байсуфинов. Тренировал он недолго, провел лишь восемь матчей. Дважды выиграл, три ничьи, три поражения. Победы в товарищеских матчах, на официальном уровне – вновь проблемы.
Последним тренером сборной Казахстана был россиянин Александр Бородюк, ранее возглавлявший «Кайрат». При нем результатов также не было. В отборочном цикле к Чемпионату мира-2018 Казахстан набрал три очка и занял последнее место в группе. Из трех очков лишь одно принадлежит Бородюку, остальные – Байсуфинову. Бородюк провел лишь семь матчей, из них шесть поражений и одна ничья в последнем матче против Армении.
Остается добавить, что сборная Казахстана – серьезное психологическое испытание для любого тренера. Практически все специалисты, работавшие с национальной командой, после увольнения так или иначе испытывали трудности с продолжением тренерской работы. Леонид Пахомов завершил карьеру; Сергей Тимофеев ушел вторым тренером в «Ростов». Арно Пайперс отправился в российский «Зенит» руководить молодежным департаментом. Бернд Шторк занялся молодежным футболом в Казахстане, затем в греческом «Олимпиакосе». Юрий Красножан только сейчас реанимировал карьеру, возглавив российские «Химки». Талгат Байсуфинов не тренировал, сейчас возглавил «молодежку»; Александр Бородюк – пока без работы.
Александр Троицкий