Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Узбекистан: В Самарканде ликвидирована Школа для творчески одаренных детей

17.09.2009 18:11 msk, Максим Исаев

Узбекистан Общество
Узбекистан: В Самарканде ликвидирована Школа для творчески одаренных детей

Фото с сайта «Одноклассники»

В марте 2009 года в блоге «Ферганы.Ру» было опубликовано письмо-крик души выпускников и преподавателей самаркандской Школы для творчески одаренных детей (ШТОД). В нем рассказывалось о достижениях учебного заведения и сообщалось о намерении областного управления народного образования закрыть ШТОД. И вот - точка в затяжном противостоянии между чиновниками от образования и администрацией этого учебного заведения поставлена: решением городского отдела народного образования самаркандская Школа для творчески одаренных детей упразднена.

Просуществовавшая почти пятнадцать лет ШТОД была открыта в 90-е годы прошлого столетия. Она стала одним из первых учебных заведений во втором по величине городе Узбекистана с альтернативной формой обучения. Школа была создана по инициативе педагога Ольги Львовны Семененко, которая и возглавляла ее вплоть до закрытия. Несмотря на то, что образование в этом учебном заведении было платным, контингент учащихся здесь постоянно увеличивался и в пике достиг 400 человек, им преподавали почти пятьдесят педагогов.

Несколько лет назад в городе заговорили о том, что школа будет закрыта по инициативе сверху. Как выяснилось, слухи оказались не беспочвенными. Администрация учебного заведения вступила в борьбу с местными чиновниками за свое будущее. Ситуация постоянно нагнеталась, рейтинг учебного заведения неуклонно падал. К началу нынешнего учебного года конфликт достиг кульминации и в итоге разрешился не в пользу школы: принято официальное решение о ее закрытии.

На днях с фасада здания были сняты все прежние вывески, а в часть опустевших зданий вселились учащиеся школы с физико-математическим уклоном. Несмотря на явное поражение, часть коллектива ШТОД продолжает верить в чудо своего возрождения. В некоторых классах, еще не занятых новыми постояльцами, продолжают дежурить прежние педагоги, а наиболее преданные родители продолжают приводить сюда своих детей. Правда речь идет о самых маленьких питомцах ШТОД - трехлетках.

По словам педагогов, основатель и директор ШТОД Ольга Семененко и сегодня продолжает войну с чиновниками. Поэтому тем родителям, кто не в курсе событий и до сих пор приводит сюда своих детей на зачисление, не отказывают в приеме, а просят заглянуть попозже.

Естественно, возникает вопрос - в чем причина, почему закрыли школу, которая экономически себя оправдывала? Говорят, что согласно официальной версии это учебное заведение перестало соответствовать действующим в республике стандартам образования. Однако народная молва, да и сами педагоги объясняют катастрофу школы коммерческими конфликтами. Если суммировать всю информацию на этот счет, то выходит, что Ольга Семененко была слишком самостоятельной и не платила «долю» чиновникам, как это принято, по неофициальным данным, в системе народного образования. Вот и начали на нее «наезжать». ШТОД выпадала из общей системы поборов и поэтому стала инородным телом, от которого постарались спешно избавиться.

Сегодня сторонние наблюдатели говорят о том, что будь директор ШТОД более гибкой и сговорчивее с чиновниками, то соответствие программы обучения этой школы тем или иным стандартам никого бы не волновало.

Согласно другой версии, от нестандартного учебного заведения избавились из-за здания школы, а точнее – его местоположения: объект находится в самом сердце густонаселенного жилого массива, и при должном маркетинге и перепрофилировании мог бы приносить заинтересованным лицам существенные дивиденды. Эта версия имеет право на существование, так как нечто подобное уже происходило недалеко от школы. Метрах в пятидесяти от ШТОД стоит здание, где относительно недавно был детский сад. Несколько лет назад дошкольное учреждение расформировали, а здание передали коммерческим структурам. Предприниматели планировали открыть здесь спортивно-оздоровительный центр, однако этот проект не был доведен до конца и сооружение так и стоит в заброшенном состоянии.

С другой стороны, утверждать, что ШТОД стала жертвой чиновничьего произвола и чьих- то коммерческих интересов, было бы не совсем справедливо. Автору этих строк удалось побеседовать с родителями, чьи дети в последнее время обучались в ШТОД. Отзывы получились не очень лестными и не очень перспективными для организации, существующей на хозрасчете.

Обобщив мнения родителей, можно сделать вывод, что уровень образования и развития детей в этом учебном заведении в последние годы перестал соответствовать ожидаемым требованиям. Многие дети, которые после ШТОД пошли в первый класс обычной школы (а в ШТОД принимали с трех лет), оказались подготовлены значительно хуже, чем те, с кем родители занимались дома. А между тем, занятия в этой нестандартной школе обходились семье учащегося в кругленькую по местным меркам сумму. Возможно, снижение уровня образования в этом учебном заведении - это результат той нервной обстановки и неопределенности, в которой в последнее время жил педагогический коллектив. Но некоторые родители склонны связывать качество образования с тем, что директор школы Ольга Семененко в последнее время часто выезжала за границу по разным мотивам. По мнению родителей это привело к тому, что образовательный процесс оказался пущенным на самотек.

Один из местных журналистов рассказал мне о том, как пару лет назад он планировал написать статью об этой школе. Многократные попытки встретиться с ее руководителем оказались безуспешными - Ольга Семененко постоянно была в зарубежных командировках, а ее заместители не были уполномочены давать интервью. Журналисту так и не удалось осуществить свой творческий замысел.

Других родителей возмущало то, что, несмотря на официальную плату за обучение, с них регулярно требовали взносы на различные хозяйственные цели. Такие поборы широко распространены в обычных самаркандских школах, но официально образование там бесплатное.

Отдельные мамы не поняли и не приняли и особенности учебного процесса в этой школе. В частности, то, что ребенок в ходе урока в любой момент может встать и уйти по своим делам. А многим папам не показалась нормальной замена уроков физкультуры… балетом.

Неудовлетворенность родителей приводила к тому, что в последние годы большинство из них забирали своих детей из ШТОД и устраивали в обычные школы. Во многих случаях конфликт между администрацией учебного заведения и чиновниками не имел к этим шагам никакого отношения. А когда этим летом крах ШТОД оказался неизбежным, место учебы поменяли практически все учащиеся. Чтобы как-то остановить отток своих воспитанников, Ольга Семененко порой отказывалась возвращать учащимся их документы, надеясь отстоять свое детище и вернуть утраченные позиции. В результате многие «экс-штодовцы» начали новый учебный год в других школах без соответствующего оформления необходимых документов. Директора этих школ зачисляли детей без документов, так как были в курсе перспектив ШТОД и понимали, что родители рано или поздно предоставят все необходимые бумаги. И действительно: в первой половине сентября массовая выдача документов завершилась.

И все же заветные бумаги получили не все. Выяснилось, что некоторые родители задолжали за образование и руководство ШТОД отказывается выдавать должникам документы до тех пор, пока в судебном порядке не взыщет с них все долги.

Назвать одну конкретную причину ликвидации самаркандской Школы для творчески одаренных детей сложно. Очевидно, что ШТОД стала заложницей целого ряда обстоятельств. Я интересовался мнением многих самаркандцев относительно данного факта. У большинства этот случай не вызвал никаких эмоций. И только один из моих собеседников признался, что упоминание о ШТОД вызвало у него грустную ностальгию по 90-м годам прошлого столетия. Тогда общество жило надеждой, что начавшиеся перемены приведут к всеобщему процветанию и благополучию. Каждое новое начинание воспринималось как символ прекрасного будущего, к которому мы начали путь. Но жизнь оказалась непредсказуемой.

Максим Исаев