Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Последние решения правительства Узбекистана создают неравные условия для теле- и радиостанций разных форм собственности

28.01.2005 12:03 msk, Екатерина Бондаренко (Ташкент)

Свобода слова

20 декабря 2004 года Кабинет Министров Узбекистана утвердил постановление "О мерах по обеспечению эффективного использования радиочастотного спектра в области телерадиовещания", обсуждение которого стало одной из основных тем на недавнем заседании Государственной Комиссии по радиочастотам.

Целью постановления заявлено "улучшение эффективного использования частотного радио спектра". Однако, если рассматривать некоторые пункты Положения, создается впечатление, что и без того непростые условия существования негосударственных станций только ухудшатся. Кроме того, многие места постановления, возможно, не до конца ясны и самим разработчикам. Это выявилось в ходе бесед с руководителями теле- и радиостанций.

- На некоторые вопросы представители УзАСИ и НАЭСМИ не смогли ответить четко и логично, - сказал корреспондентам агентства «Фергана.Ру» один из директоров столичной радиостанции "Пойтахт". - Очень много недоработок и неясностей. А если говорить в целом, очередей на частоты нет. Диапазон забит несильно, и непонятно даже то, кто будет претендовать, например, на мою волну. Не учтена реальная обстановка - тут существующим 15-16 радиостанциям выжить трудно. Просто не представляю, кто еще решится на то, чтобы вещать при нынешних условиях. И еще вопрос о лицензии. Даже, если станция конкурс не выиграет, но претендентов на ее волну нет, то лицензии ее не лишают - тогда вообще о чем может идти речь?..

Примерно того же мнения придерживаются и другие специалисты. Директор Джизакской телестудии "Бахтиер-ТВ" Бахтиер Эшонкулов отметил еще один нюанс:

- В Джизаке наша станция - единственная. Больше и не требуется - город небольшой, так что конкурентов нет. А в постановлении сказано, что при наличии одного конкурсанта конкурс признается несостоявшимся. А у нас и не будет конкурента - так что же делать? Чувствую, что будет много неприятностей.

Свою точку зрения высказала директор телестудии "ТВ-Орбита" города Ангрена Тамара Прокопьева:

- Есть большие сомнения относительно того, что это Постановление своевременно. Такое ощущение, что составители не учли реальных экономических условий, в которых работают радиостанции. Плюс размер вносимой платы, который минимально равен размеру пошлины за годовую лицензию - 2 млн. сумов (около $2000) - это очень большая сумма, а многие областные станции, как, например, наша, работают в рамках весьма ограниченного бюджета. Непонятным остается и то, почему все станции, которые вещают при разных исходных данных и для разной аудитории, будут проходить конкурс на единых условиях, например, основываясь на объеме вещания собственных передач. "Орбита" из-за изначально ограниченных условий готовит только новостные блоки, остальной объем вещания - передачи российского телевидения".

Директор кокандской телестудии "Мулокот", входящей в НАЭСМИ, не приведя конкретных аргументов в пользу Постановления, все же воспринял его появление позитивно:

- Подобный конкурс уже существует в ряде стран. Постановление вступит в силу - тогда посмотрим.

Представитель станции "Орият-FM" Ирина Полищук на встрече с руководителями теле- и радиостанций отметила, что радиостанции вкладывают большие деньги, чтобы "раскрутить" свою частоту - например, 100,5 - а потом может получиться так, что эту частоту займет другая радиостанция. Так есть ли резон так все менять?..

Руководство столичной радиостанции "Гранд" как-либо комментировать документ вообще отказалось.

Особого интереса заслуживают некоторые пункты Положения - например, пункт 3, в котором сказано, что органам вещания, в уставном фонде которых содержится более 50 процентов государственной доли, "присвоение радиочастоты и выдача лицензии осуществляется в установленном порядке без проведения конкурса". То есть, государственные и полугосударственные радиостанции будут спокойно продолжать вещание, а частные начнут бороться за место в эфире, на тесноту которого в Узбекистане никто до сих пор не жаловался. Также в пункте 18 к) в числе перечисленных факторов, которые дают преимущество участникам, есть следующее положение - "Возможное наличие у участника конкурса уже существующей сети распространения телерадиопередач". А ею, как всем известно, обладает только Ассоциация Независимых СМИ (НАЭСМИ) Узбекистана.

Один из юристов-правозащитников так прокомментировал событие:

- То, что сама НАЭСМИ вошла в Комиссию по радиочастотам - это хороший признак, так как всегда Комиссия состояла, в сущности, только из представителей силовых структур. Однако можно отметить, что условия конкурса, безусловно, неравные, ведь государственные радиостанции уже имеют свои частоты.

По мнению правоведов, новое постановление правительства Узбекистана вступает в противоречие с Конституцией страны. Напомним, Статья 53 основного закона Республики Узбекистан гласит: «Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.»

15 января 2005 года корреспонденты агентства «Фергана.Ру» провели импровизированный опрос на улицах города Алмалык. Шесть из десяти опрошенных, представившиеся пенсионерами, заявили, что у них в настоящее время вышли из строя их старые, приобретенные еще в годы СССР, телевизоры, а на покупку новых или ремонт средств нет. По этой причине им глубоко безразлично, что именно показывают сейчас по городскому телевидению. Трое из опрошенных граждан среднего возраста высказались о передачах студии "Алмалык-ТВ" в целом одобрительно, высказав пожелание смотреть как можно больше передач российского телевидения. Людмила Ивановна, торгующая носками у городского рынка, отметила актуальность новостных передач о событиях в городе на русском языке, подготавливаемых студией "Алмалык-ТВ". Она так же сказала, что не возражает против коротких вставок на узбекском языке, появившихся в сетке вещания городского телевидения после вхождения "Алмалык-ТВ" в НАЭСМИ. Еще около двадцати жителей города Алмалык разных возрастов и национальностей отвечать на вопросы корреспондентов агентства «Фергана.Ру» отказались.

Ситуация вокруг роли НАЭСМИ в развитии телерадиостанций Узбекистана продолжает вызывать жаркие споры. В адрес агентства «Фергана.Ру» продолжают поступать письма и заявления от участников процесса и независимых журналистов. Мы выступаем за гласную, открытую дискуссию по этим вопросам с участием всех сторон, и поэтому публикуем поступившие к нам письма.

В телесеть НАЭСМИ и агентство Фергана.Ру

Заявление

Я, Зварыч Ф.И., являясь главным редактором телестудии "Алмалык ТВ", заявляю протест по поводу статьи Натальи Бушуевой (процитированной ИА Фергана.Ру в прошлой дискуссии о единой телесети НАЭСМИ - прим. редакции) об интервью со мной на собрании телесети. Сама суть ответов извращена. Вопрос о телесети, качестве передач был поставлен непосредственно на собрании господину Сангинову М. и касался именно членов телесети. В разговоре с Н.Бушуевой я ответил, что телесеть не сможет конкурировать с государственным телевидением. О нашей конкуренции вопрос вообще не стоял. Вопрос о вступлении в телесеть не ставился, был вопрос о вступлении в Ассоциацию, на что я ответил, если мы не вступим, то при заключении договоров на ретрансляцию российских программ, на которые Ассоциация приобретает эксклюзивное право по распространению в Республике Узбекистан, мы не сможем пройти перерегистрацию без соответствующих договоров.

Что касается формирования сетки вещания и рекламы, то мы по-прежнему формируем их согласно небольшим изменениям, которые внесла программа телесети, а реклама у нас идет только в виде бегущей строки, которую мы можем дать где угодно. И почему обо всем этом, то есть о формировании сетки вещания и рекламе говорится в прошедшем времени? Ни НАЭСМИ, ни телесеть никакого давления на формирование сетки и рекламной политики на нас не оказывает, поэтому в работе телестудии практически ничего не изменилось. Мы имеем три эфирных канала, два на ДМВ и один на МВ. Поэтому трансляция программы телесети заметного изменения в сетку вещания не внесла. И вступление в телесеть и Ассоциацию было добровольным, согласно решению коллектива телестудии и нашего заявления.

Ф.Зварыч.

* * *

В Информационное агентство Фергана.Ру

Заявление от Эльмиры Хасановой

На сайте Комитета свободы слова и выражения Арена в статье Натальи Бушуевой среди многих высказываний о роли НАЭСМИ, было опубликовано и интервью с Федором Зварычем - руководителем телекомпании "Алмалык-ТВ". Узнав, что Наталья Бушуева готовит опрос о единой телесети НАЭСМИ во время очередного собрания руководителей негосударственных телекомпаний в Ташкенте и съемок ток-шоу на тему "Роль негосударственных СМИ в построении гражданского общества в Узбекистане", я взяла интервью у Федора Ивановича Зварыча.

В статье Натальи Бушуевой все высказывания давались от первых лиц, и она, по-видимому, забыла указать, что интервью у Федора Зварыча взяла именно я - Эльмира Хасанова. Надеюсь, Федор Иванович помнит свое интервью, которое он дал мне 1 декабря 2004 года в помещении принадлежащей НАЭСМИ телестудии "Эркин фикр". Я официально представилась Зварычу и объяснила, что готовлю статью о работе НАЭСМИ для сайта Комитета свободы слова и выражения, и попросила ответить на вопросы. Он согласился ответить от своего лица. При этом присутствовал и руководитель телекомпании "Маргилан-ТВ" Бахтиер Ташпулатов, который тоже дал мне интервью. Честно говоря, я не думала, что у Федора Ивановича после интервью возникнут какие-либо неприятности и ему придется оправдываться или публично опровергать свое мнение. Ведь, как декларирует НАЭСМИ, основная цель этой организации - активное участие журналистов в построении гражданского общества. А как же его построить без свободного выражения мнений?

Эльмира Хасанова, член Комитета свободы слова и выражения