Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Время уединения, молитв и раздумий. В Узбекистане началась чилля

27.06.2005 08:03 msk, Андрей Кудряшов, Джамшид Каримов

Религия Узбекистан Общество Культура и искусство 

Фото © Фергана.Ру

Сорокадневный период с последней декады июня до первой декады августа в Узбекистане, согласно народной традиции, называют чиллёй, что в переводе с узбекского и означает «сорок дней». В это время температура воздуха днем поднимается выше +40 градусов, и даже ночью не падает ниже +30. По календарю чилля отмечается с 25 июня по 3 августа. Но в отдельные годы неистовый зной может нахлынуть и раньше, сразу после летнего солнцестояния 22 июня. В Ташкенте столбик термометра уже перевалил за отметку +44 градуса в тени. В Фергане, Андижане и Намангане +42, в Джизаке и Самарканде +43, Бухаре и Навои +46, а в Карши и Термезе +47-48. Цвет ясного неба утратил прозрачную синеву, побелел, будто выцвел на солнце. Густые корны деревьев покрылись налетом пыли, перестав спасать от духоты. И лишь в горных районах местами еще сохраняется облачность, с наступлением вечерних сумерек обещающая прохладу. Из-за таяния ледников переполнились бурными водами русла горных рек. По всем признакам чилля наступила.

Суфии Средней Азии имели обычай в чиллю уединяться для поста, молитв, медитаций, чтения Корана и сосредоточенных размышлений. Практичные в бытовых делах мусульманские мистики средневековья считали, что сам Всевышний отвел это время, когда неудобно трудиться и тяжело странствовать, для удаления от мирской суеты и духовного самосовершенствовании. Среди исторических памятников Узбекистана встречается очень много типичных сооружений чилля-хона - глинобитных куполов-келий, больше чем на две трети скрывающихся под землей, что обеспечивало относительную прохладу, скрывавшимся в них на сорок дней чилли дервишам и наставникам.

Самая знаменитая Чилля-хона XI века, связанная с именем Шейха Зайнуддина из ордена Сухраварди, находится в Ташкенте, в районе мечети Кукча, где прежде располагалось селение Куи Арифон – «Квартал мудрых». У этого уникального сооружения даже два подземных яруса, соединенных отверстием, точно ориентированным на точку летнего солнцестояния. Ученые предполагают, что Чилля-хона Зайнутдина могла одновременно служить и примитивной обсерваторией, с помощью которой, отслеживая движение дневных и ночных светил по небосклону, устанавливались точные календарные даты, в том числе срок наступления чилли.

Современные мусульмане Узбекистана, не имея возможности оторваться на целый месяц от повседневных дел и от полевых работ, все же стараются выкроить среди чилли хотя бы пару дней для посещения святых мест, таких, например, как источник Авлия в Галляаральском районе Джизакской области, целебные свойства которого, согласно преданию, открыл один из сподвижников Пророка Мухаммада - Хазрат Саъд ибн Абу Ваккос. Тысячи горожан в будние и выходные дни посещают урочище Авлия, превратившееся в своеобразный национальный парк. Совершив паломничество, люди не спешат покидать прохладные берега здешних озер и ручьев, целыми семьями отдыхают на топчанах у воды под сенью чинар, пьют чай, готовят пищу, спят.

Традиционные жилища узбеков так же приспособлены для ежегодного переживания чилли. Если в квартирах многоэтажных панельных домов в спальных районах Ташкента воздух может прогреваться еще на 6-8 градусов выше, чем на улице, то жителей глинобитных построек Старого города от зноя чилли защищают толстые внешние стены, проветриваемые внутренние дворы с густыми фруктовыми садами и обязательным хаузом - прудом - в центре.

По данным архитекторов, «летние пространства» в традиционном узбекском доме в два-три раза превышают площадь жилых комнат, тогда как лоджия или балкон в типовой квартире занимают не более двадцати процентов, но и от них нет никакого толка в чиллю, особенно если они находятся на солнечной стороне. Застекленный балкон с бетонными стенами без кондиционера в таком случае превращается в настоящий генератор раскаленного воздуха. А если еще начинаются перебои с подачей холодной воды, во многих спальных районах не доходящей выше третьего этажа, и, из-за перегрузки сетей, отключается электроэнергия, то чилля превращается для горожан в настоящую пытку и борьбу за выживание.

Что такое чилля для среднего жителя Узбекистана?

В Ташкенте, столице страны - невыносимые «часы пик» в общественном транспорте, когда иной раз легче отдать последние деньги таксисту, чем лезть в набитый битком автобус, зато метро кажется настоящим раем. Ажиотажный спрос на мороженное, прохладительные напитки, пиво. Топчаны у воды на «Ташкентском море» - Туябугузском водохранилище в сорока километрах от города стоят всего пять тысяч узбекских сумов ($5) на целые сутки. Один топчан может занять компания из четырех-шести человек. Есть также катамараны и лодки по $2 в час, для более состоятельных – квадроциклы, водные лыжи, катера и даже парапланы.

Но вода уже начинает неприятно пахнуть и стремительно зарастает водорослями. На Чарвакском водохранилище в ста километрах от Ташкента те же услуги - уже в 5-10 раз дороже, не говоря уже о номерах в отелях-«пирамидах» от $80 до $400, то есть, по ценам средних курортов Кипра или Анталии. А на службе выходит из строя оргтехника, глохнут от жары «кулеры» на компьютерах, и еще приходится вкалывать всю неделю с двойной нагрузкой: за себя, и за того парня, которому посчастливилось на чиллю уйти в отпуск…

В сельской местности - завершение сбора зерновых, жатва пшеницы, ржи, ячменя, риса. А хлопок продолжает расти, радуясь солнцу, но постоянно требуя поливной воды, чеканки, внесения удобрений, которых брать негде, прополки сорняков – словом, изнурительного труда на бескрайних полях от зари до зари. Коровы и ишаки прячутся в малейшее пятно тени, норовят лечь в арык, чтобы не задохнуться от зноя. Человек в чиллю тоже может запросто получить солнечный или тепловой удар со смертельным исходом, если его тотчас не окунуть в холодную воду. Но где ее взять? Поэтому так часто в эти дни можно увидеть девушек и женщин, бредущих многие километры по грунтовым проселочным дорогам с раскрытыми над головами пестрыми китайскими зонтиками от солнца. Да поможет им Бог пережить и эту чиллю.