Игорь Ротарь: «Количество зарегистрированных в Узбекистане религиозных организаций почти в три раза ниже, чем в соседнем Казахстане»
"В Узбекистане растет количество легальных религиозных общин" - так называется сообщение, опубликованное 17 января текущего года на веб-сайте информационного агентства Интерфакс. Оно содержит в себе лишь данные, предоставленные узбекским государственным чиновником, и, к сожалению, не включает в себя мнение другой стороны - кого-нибудь из представителей нетрадиционных религиозных конфессий или независимых исследователей.
Мы попросили прокомментировать данную статью известного специалиста по религиозной свободе в Центральной Азии, эксперта правозащитной организации Forum-18 (Норвегия) Игоря Ротаря. Его мнение - ниже, сразу за текстом оригинальной статьи, которую мы перепечатываем без изменений.
"Ташкент. 17 января. ИНТЕРФАКС - Рост количества официально зарегистрированных в Узбекистане религиозных организаций свидетельствует об отсутствии ограничений на их деятельность.
"Количество религиозных организаций в республике растет, и это свидетельство отсутствия ограничений или препятствий для регистрации, о чем необъективно заявляют иногда некоторые западные эксперты в отношении Узбекистана", - сказал во вторник "Интерфаксу" специалист Комитета по делам религии при кабинете министров республики Бехзод Кадыров.
По его данным, в Узбекистане на сегодняшний день официально функционирует 2186 религиозных организаций, представляющих почти все религии и религиозные конфессии современного мира. Среди них значительным большинством выделяется ислам и христианство, добавил эксперт.
"В республике представлены и другие конфессии - иудаизм, буддизм, кришнаизм", - сказал Б.Кадыров.
По его словам, ислам представлен в республике в основном суннизмом, а христианство представляют такие организации, как Русская православная церковь, Римско-католическая церковь, "Христианская церковь полного Евангелия" (харизматы, разновидность протестантов) и другие.
"Наряду с ними в Узбекистане действует и организация "Свидетелей Иеговы", деятельность которой запрещена во многих странах мира, не говоря уже о мусульманских странах, что наглядно демонстрирует уровень обеспечения свободы совести в стране", - подчеркнул Б.Кадыров.
"Функционирование неофициальной, не зарегистрированной в принятом порядке религиозной организации квалифицируется как незаконное действие, но не как "независимость", "свобода религиозного исповедания", как это квалифицируется в настоящее время в прениях и форумах западных организаций", - заметил представитель комитета по делам религий.
"Конституция страны гарантирует равность всех конфессий, все религиозные организации и общества отделены от государства и равны перед законом", - подчеркнул Б.Кадыров.
Между тем, по его словам, для предотвращения вызовов межконфессиональной толерантности законодательством оговорены требования по отношению ко всем конфессиям равномерно. Например, третья статья закона "О свободе совести и религиозных организациях" гласит, что вероисповедание и свобода совести может ограничиваться тогда, когда это необходимо для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, здоровья, жизни, нравственности, права и свободы других граждан.
При этом, пятой статьей этого закона запрещена миссионерская и прозелитическая деятельность религиозных организаций, отметил эксперт.
"Требования соответствующих служб Узбекистана по регистрации и функционированию, обеспечению прозрачности финансовой и прочей деятельности религиозных организаций основано на законодательстве. Между тем управления юстиции и Комитет по делам религий республики неоднократно фиксировали грубейшие нарушения в этой области со стороны значительного количества миссионерских и других религиозных организаций и сект", - заметил Б.Кадыров.
"Нарушение закона не может оставаться безнаказанным, нравится это кому-то или нет. И вынесение этих проблем в международную политическую плоскость в искаженном виде, скорее, наталкивает на мысль о том, что за этим прессингом лежат конкретные политические или стратегические интересы", - подчеркнул Б.Кадыров.
Комментирует Игорь Ротарь:
- Заявление высокопоставленного узбекского чиновника является типичным примером грубой пропаганды, рассчитанной на людей, совершенно не разбирающихся в узбекских реалиях. Количество зарегистрированных в Узбекистане религиозных организаций почти в три раза ниже, чем в соседнем Казахстане, где проживает при этом меньше населения. В год регистрируется не более одной-двух церквей, хотя документы на регистрацию подают сотни. Стало нормой, что чиновники под разными предлогами отказывают верующим в регистрации. По отношению к мусульманским мечетям власти установили негласную квоту их количества по отношению к населению в махалле. В результате в самых разных регионах Узбекистана можно видеть мечети, закрытые после принятия в 1998 году Закона республики Узбекистан "О свободе совести и религиозных организациях".
В Узбекистане деятельность незарегистированных религиозных общин считается незаконной. Стало нормой, что милиция вламывается в частные квартиры, где верующие вынуждены собираться "нелегально". Членов незарегистрированных религиозных общин привлекают как к административной, так и уголовной ответственности. Отметим также, что согласно узбекскому законодательству о религии религиозную организацию можно зарегистрировать только при условии, если в ней не менее 100 (ста) членов. В результате в небольших городах существуют общины религиозных меньшинств, которые не могут зарегистрироваться в принципе.
Что касается регистрации организации "Свидетелей Иеговы", то представителям этой церкви удалось зарегистрироваться лишь в двух городах - Чирчике (пригород Ташкента) и Фергане. Свидетели Иеговы Ташкента предприняли уже шесть безуспешных попыток зарегистрировать свою общину. По узбекским законам верующие имеют права собираться лишь в официально зарегистрированных храмах. В результате против Свидетелей Иеговы, вынужденных собираться в частных домах, возбуждаются административные и уголовные дела. Как минимум двое членов организации "Свидетелей Иеговы" провели в тюрьме более месяца.
Как заявил Кадыров, согласно пятой статье узбекского Закона "О свободе совести и религиозных организациях", миссионерская и прозелитическая деятельность запрещена. Власти толкуют этот закон чрезвычайно жестко. Так, человека могут обвинить в миссионерстве и возбудить против него уголовное дело только за то, что он подарил на улице прохожему журнал религиозного содержания. В городе Хорезм руководство местного педагогического института обвинило студентов-кришнаитов в миссионерстве за то, что они перебирали четки, находясь в этом учебном заведении. Преподаватели заставляли студентов-кришнаитов есть мясо и пить водку, что строжайше запрещено у кришнаитов.