Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

После пяти лет неизвестности Байрам Шихмурадов все же надеется на встречу с отцом

26.11.2007 16:02 msk, Фергана.Ру

Права человека Туркмения
После пяти лет неизвестности Байрам Шихмурадов все же надеется на встречу с отцом

25 ноября исполнилось пять лет со дня событий, произошедших в Туркмении и получивших название «25 санджар» (санджар – переименованный Сапармуратом Ниязовым ноябрь. - Прим. ред.). В этот день в 2002 году, как заявили туркменские власти, была осуществлена попытка покушения на жизнь президента страны Туркменбаши.

По официальным данным, в тот понедельник утром кортеж президента Туркмении был обстрелян во время его переезда из загородной резиденции на работу в центр Ашхабада. В районе стадиона на проспекте Туркменбаши из переулка выехал КамАЗ, который отрезал машину Службы дорожного контроля Минобороны и две машины сопровождения от президентской автомашины, за рулем которой находился якобы сам Ниязов.

Согласно официальным сообщениям тех дней, сопровождение президента попало под жестокий перекрестный автоматный и пистолетный огонь, который велся из автомашин BMW и двух «Газелей». Кроме того, из жилого дома выскочили несколько человек и также открыли огонь по кортежу. В результате нападения было ранено несколько человек, в том числе офицер СДК, который пытался остановить КамАЗ, но был сбит грузовиком.

Тогдашний глава Туркмении не пострадал и благополучно доехал до президентского дворца. По словам Сапармурата Ниязова, об обстреле машин своего кортежа он узнал лишь по прибытии во дворец. «Моя машина проскочила вперед, выдвинутый на перекресток многотонный КамАЗ сдержал ход лишь двух машин, следующих в конце кортежа», - сообщал Туркменбаши.

По факту покушения генпрокуратурой республики было возбуждено уголовное дело. Уже 26 ноября СМИ сообщали о проведении туркменскими властями свыше ста арестов среди родственников подозреваемых в совершении попытки покушения людей. Вскоре тогдашний генеральный прокурор республики Курбанбиби Атаджанова заявила: «Нет сомнений в том, что террористический акт возглавили и приняли в нем непосредственное участие Шихмурадов, Ханамов, Оразов, Джумаев и Иклымов».

Были арестованы и заключены под стражу бывший вице-премьер и министр иностранных дел Борис Шихмурадов и бизнесмен Гуванч Джумаев, а также брат бывшего первого замминистра сельского хозяйства Туркмении Сапармурата Иклымова - Иклым. Сам экс-замминистра, а также бывший вице-премьер Худайберды Оразов и экс-посол в Турции Нурмухамед Ханамов получили наказание заочно, так как находились в эмиграции.

29 декабря 2002 года главный обвиняемый Борис Шихмурадов признался в организации попытки государственного переворота, его показания были продемонстрированы по государственному телевидению Туркмении. В частности, Шихмурадов заявил, что «никакой оппозиции не существует», а им «была создана преступная группировка для дестабилизации обстановки в Туркмении, подрыва Конституционного строя и совершения покушения на президента». Он также утверждал, что в попытке совершения государственного переворота ему помогал бывший посол Узбекистана в Туркмении Абдурашид Кадыров, который даже, якобы, помог Шихмурадову укрыться в дипломатической резиденции.

Признание Бориса Шихмурадова. Кадр с экрана туркменского телевидения
«Признание» Бориса Шихмурадова. Кадр с экрана туркменского телевидения

Кроме того, Шихмурадов призвал оставшихся на свободе своих сообщников сдаться властям. «Президент Сапамурат Туркменбаши - это дар народу Туркменистана свыше», - заявил Шихмурадов.

Друзья Бориса Шихмурадова заявили, что обвиняемый был накачан психотропными веществами, либо был жестоко подавлен физически. Ведь всего за пять дней до своего телевыступления Шихмурадов опубликовал письмо, в котором утверждал, что находился в Ашхабаде в момент покушения и считает, что «все это было инсценировкой, организованной властями для опережения событий и для расправы над оппозицией». Шихмурадов заявил, что вернулся на родину еще в сентябре и собирался поднять народ на демонстрации. Однако Ниязов, предчувствуя приближающиеся волнения, инсценировал заговор.

Бориса Шихмурадова приговорили к пожизненному тюремному заключению. С тех пор прошло пять лет, и о том, жив ли его отец, один из лидеров оппозиционной Республиканской партии Туркмении Байрам Шихмурадов до сих пор ничего не знает.

«Мы по-прежнему ничего не слышали об отце, за исключением того эпизода с выступлением Бердымухаммедова в Колумбийском университете США, когда на вопрос о том, живы ли бывшие министры иностранных дел Туркменистана Шихмурадов и Бердыев, президент выразил уверенность, что они живы», - сообщил Байрам Шихмурадов в сегодняшнем интервью ИА «Фергана.Ру».

Между тем, Байрам Шихмурадов и родственники других осужденных продолжают надеяться на возобновление связи со своими близкими. «Как-то на встрече с дипломатическим корпусом в Туркменистане, где присутствовали практически все послы иностранных государств, аккредитованные в стране, Ниязов сказал, что в течение пяти лет осужденные по делу «25 ноября» не будут иметь возможности получать посылки и будут лишены права на свидание с родственниками, - рассказывает Байрам Шихмурадов. – Он обещал предоставить им такое право через пять лет».

«Суды над обвиняемыми в покушении на Туркменбаши проходили в разные сроки. В частности, суд над моим отцом якобы состоялся 31 декабря. Таким образом, 31 декабря 2007 года истекают пять лет с тех пор, как мой отец находится в заключении», - говорит Байрам Шихмурадов.

«Я не знаю, можем ли мы рассчитывать на то, что нам дадут свидание с отцом или позволят хотя бы узнать, где он находится, и отправить ему какую-нибудь посылку. Но я точно знаю, что этот вопрос будет поднят, и надеюсь, что Бердымухаммедов не откажется от этих слов, поскольку он считает себя последователем и учеником Туркменбаши. Пятилетний срок никак не был определен законом на тот момент, но, тем не менее, такое обещание Ниязов давал иностранным дипломатам», - подчеркнул Байрам Шихмурадов.