Китай: Деятельность религиозной партии «Хизб ут-Тахрир» вызывает у властей серьезную тревогу
Как передает во вторник влиятельная американская газета Washington Post, власти Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) на северо-западе Китая встревожены активностью «Исламской партии освобождения», более известной как «Хизб ут-Тахрир».
Официальный Пекин заявляет об активизации «Хизб ут-Тахрир» в западном СУАР, где проживает порядка восьми миллионов мусульман - тюркоязычных уйгуров, многие из которых недовольны китайским правлением.
Представители «Хизб ут-Тахрир», в свою очередь, а также некоторые наблюдатели утверждают, что не поддерживают насилие и обвиняют Китай в поиске предлога для дальнейшей борьбы с мусульманами в беспокойном Синьцзяне, особенно, перед грядущими Олимпийскими играми.
«Боритесь с Исламской партией освобождения», «Исламская партия освобождения является террористической организацией», - гласят надписи на китайском и уйгурском языках, нанесенные на стены зданий по поручению китайских властей, сообщает американское издание.
|
Официальный Пекин уже неоднократно обвинял уйгурских сепаратистов в связях с «Аль-Каидой» в борьбе за создание так называемого государства «Восточный Туркестан». Но появление «Хизб ут-Тахрир» представляет собой новый феномен для Китая, пишет Washington Post. (Следует, однако, отметить, что еще в 2005 году известный журналист и исследователь региона Игорь Ротарь писал, что, по словам самих членов партии «Хизб ут-Тахрир», их организация активно действует и в заселенном мусульманами Синьцзян-Уйгурском районе Китая.)
Очевидно, что сегодня руководство коммунистического Китая ощутило: пришла пора для серьезного беспокойства деятельностью партии «Хизб ут-Тахрир». «Организация является довольно устойчивой, и ее влияние, хотя оно пока и ограничено лишь югом Синьцзяна, по-видимому, растет», – цитирует Washington Post Николаса Бекелина (Nicholas Bequelin) из правозащитной организации Human Rights Watch. – «Тюремные власти СУАР также обеспокоены влиянием [идеологии] осужденных последователей «Хизб ут-Тахрир» на других заключенных».
«Однако кажется маловероятным, что «Хизб ут-Тахрир», действительно, представляют такую угрозу для Синьцзяна, как это позиционируют официальные власти Китая», – говорит Дру Гладни (Dru Gladney), эксперт по вопросам СУАР и председатель Института Тихоокеанского бассейна колледжа Помона, штат Калифорния.
В самом деле, почва, на которой «Хизб ут-Тахрир» может объединиться в своей борьбе против властей с сепаратистами, весьма зыбка. «Несмотря на глубокую религиозность уйгуров, большинство из них видит своей главной целью суверенитет Синьцзяна. А «Хизб ут-Тахрир» выступает только за создание единого исламского халифата без каких-либо других независимых регионов», – добавляет в интервью Washington Post Дру Гладни.
Что касается самих уйгуров, то они, рассказывая о «Хизб ут-Тахрир», утверждают, что «эти люди сами пришли сюда, они стараются ввести в заблуждение мировую общественность и изменить направление активности уйгур в регионе», – говорит Дилхат Рахит (Dilxat Raxit), представитель Уйгурского мирового конгресса, организации, которая в настоящее время находится в изгнании.
Однако власти КНР настаивают на своем, и все более настойчиво связывают активность в СУАР религиозных фанатиков с деятельностью «Хизб ут-Тахрир».
Так, в ноябре 2007 года китайское главное информационное агентство «Синьхуа» (Xinhua) известило о вынесении суровых приговоров - от длительных до пожизненных сроков заключения и смертной казни - шестерым уйгурам, обвиненным в организации террористических групп. Весь этот процесс также был связан с «Хизб ут-Тахрир».
В апреле этого года правительство Синцзяна обвинило панисламистов в организации протестов в городе Хотан, в которых, по данным Уйгурского мирового конгресса, приняло участие около тысячи человек.
В преддверии Олимпийских игр во всем Китае началась масштабная полицейская операция, направленная на ликвидацию исламистского подполья. По сообщению правительственных источников, с начала этого года в Кашгаре были разгромлены как минимум 12 террористических ячеек, якобы спонсируемых из-за рубежа. По официальным данным, деятельность террористов направлялась исламскими группировками «Восточный Туркестан» и «Хизб ут-Тахрир».
Глава управления общественной безопасности Урумчи Чэнь Чжуанвэй заявлял в СМИ, что за первую половину 2008 года китайские правоохранительные органы обезвредили в Синьцзяне пять террористических групп, «планировавших вылазки во время Олимпийских игр в Пекине». Были задержаны 82 подозреваемых в причастности к террористической деятельности, обнаружен и уничтожен 41 тренировочный лагерь экстремистов. При этом, если ранее сообщалось только об активности уйгурских сепаратистов и членов антиправительственного движения «Восточный Туркестан», то с 2008 года в сводках «антитеррористических» новостей фигурирует партия «Хизб ут-Тахрир».
Некоторые эксперты, в том числе, немецкий ученый Берндт Георг Тамм (Berndt Georg Tamm), написавший книгу «Джихад в Азии», считают, что за декларациями властей о борьбе против «международного терроризма» и «фундаментализма» часто скрывается, прежде всего, тревога за собственную безопасность. По мнению Берндта Тамма, упор на интернациональный аспект позволяет властям создать впечатление, что, экстремисты борются не против правящей верхушки определенной страны, а, так сказать, «вообще» - просто потому, что они экстремисты.
Источники – Соб. инф., Институт религии и политики, ИТАР-ТАСС, Немецкая волна, др.