Прислушается ли ООН к новым докладам о положении в области прав человека в Узбекистане?
В марте текущего года в Нью-Йорке пройдет 98 сессия Комитета ООН по правам человека, в рамках которой наряду с официальным периодическим отчетным докладом о состоянии в области прав человека в Узбекистане будет рассмотрено и несколько альтернативных докладов, подготовленных рядом узбекистанских и международных правозащитных организаций. Суть всех дополнительных докладов сводится к тому, что, практически, все обязательства, принятые узбекской стороной по итогам прошлой подобной сессии, так и не были ею выполнены, и Узбекистану для соответствия международным нормам в области прав человека предстоит приложить еще немало усилий.
Так, один из довольно объемных докладов, подготовленных совместно Американской федерацией труда и Конгрессом производственных профсоюзов (AFL-CIO), Американской федерацией учителей (AFT), Американским центром международной трудовой солидарности, «Freedom House», Международным Форумом трудовых прав человека и Национальной Лигой потребителей, сообщает о систематических нарушениях Узбекистаном Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), в частности, статьи 8, касающейся недопустимых форм принудительного труда.
Докладчики напоминают, что, согласно статье 8 МПГПП, любые формы рабского и подневольного труда должны быть запрещены. Между тем, несмотря на многократные заверения официальным Узбекистаном международного сообщества в том, что все международные соглашения относительно недопущения любых форм принудительного труда в этой стране соблюдаются, налицо явное, систематически продолжающееся нарушение всех ранее достигнутых договоренностей, в том числе, касающихся детского труда на хлопковых плантациях.
«По производству хлопка Узбекистан занимает шестое место, а по объему его экспорта – третье место в мире. На протяжении десятилетий на хлопковых полях этой страны является нормой принудительный труд учащихся школ, в том числе, и начальных классов, студентов колледжей и вузов, а также гражданских служащих, собирающих урожай хлопка вручную», - говорится в докладе.
И еще одна, более пространная, цитата:
«Причем, в отличие от детского труда в сельскохозяйственных секторах некоторых других стран, здесь эта практика осуществляется и контролируется непосредственно правительством республики. Каждую осень, вскоре после начала учебного года, по указанию властей на местах, с молчаливого согласия и одобрения Министерства образования и республиканского правительства большинство школ закрываются сроком до двух месяцев, а дети отправляются на хлопковые поля.
При этом дети, не выполняющие установленную дневную норму по сбору хлопка, рискуют быть исключенными из школ, либо подвергнутыми другим формам взыскания, а их родители также со стороны местных властей периодически подвергаются всевозможным давлениям и запугиваниям. В то же время, власти заявляют, что детский труд в стране является добровольным – из патриотических побуждений. И это притом, что дети и студенты трудятся на полях в недопустимых условиях, угрожающих их здоровью и даже жизни.
Взрослое население Узбекистана также подвергается принудительному труду во время сбора урожая хлопка. Местные работники администрации, учителя, рабочие и врачи, как правило, на несколько недель вынуждены покидать свои рабочие места, собирая хлопок без каких-либо дополнительных компенсаций. И в некоторых случаях отказ от сбора хлопка может привести к увольнению с работы.
Вместе с тем, власти Узбекистана, ощущая постоянное внимание и критику своих действий со стороны международных организаций, изо всех сил стремятся воспрепятствовать распространению информации о своей практике использования детского труда и все более враждебно относятся к предложениям о технической помощи со стороны Международной организации труда (МОТ).
Вопреки недавним утверждениям правительства Узбекистана о ратификации Конвенции МОТ № 182 о наихудших формах детского труда и созданию Национального плана действий по борьбе с детским трудом, согласно многочисленным достоверным сообщениям узбекистанских правозащитников и независимых СМИ, в ходе осенней хлопкоуборочной кампании 2009 года принудительный труд вновь повсеместно в Узбекистане практиковался. Налицо огромная пропасть между правовыми обязательствами по искоренению принудительного труда и их практической реализацией».
В заключение авторы доклада рекомендуют Комитету ООН по правам человека в очередной раз поставить ребром вопрос о принудительном детском труде перед правительством Узбекистана и призвать его к тесному сотрудничеству с МОТ, пригласив ее для оказания технической помощи.
На рассмотрение 98 Сессией Комитета ООН по правам человека представлено сразу три доклада от Узбекско-германского Форума за права человека. Первый из них называется «О законодательстве и практике республики Узбекистан по соблюдению права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства».
Данная неправительственная организация, базирующаяся в Германии, на протяжении шести месяцев 2009 года изучала законодательство Узбекистана по этой теме, проведя анализ 27 законодательных и нормативных актов и около 60 приложений к ним, касающихся свободы передвижения и выбора места жительства, параллельно опросив 45 граждан этой страны.
По результатам своего исследования авторы доклада пришли к выводу, что в Узбекистане систематически и грубо нарушаются статья 13 Всеобщей декларации прав человека и статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым, в частности, «каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства, имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в любую страну». Подобные права закреплены и в статье 28 Конституции Узбекистана, которая также систематически нарушается правительством, правоохранительными органами и местными органами власти.
Второй доклад Узбекско-германского Форума за права человека - «Применение пыток в Узбекистане» - представлен совместно с Правозащитным альянсом Узбекистана и узбекистанским Комитетом освобождения узников совести. Он подготовлен на основе материалов, собранных в ходе мониторинга положения прав лиц, находящихся под следствием и в заключении, проведенного на протяжении восьми месяцев 2009 года.
По итогам данного мониторинга, авторы доклада констатируют, что пытки и жестокое обращение со стороны милиции и органов следствия в Узбекистане продолжают оставаться систематическими, безнаказанными, и негласно поощряются со стороны высших должностных лиц правительства. Несмотря на то, что национальное законодательство и ратифицированные Узбекистаном международные документы запрещают применение пыток, все эти нормы остаются на бумаге и не реализуются на практике.
Проблема пыток не освещается в средствах массовой информации и никогда не была публично осуждена через прессу ни одним из высокопоставленных чиновников Узбекистана. Правоохранительная система этой страны неподотчетна общественности, что создало атмосферу вседозволенности в работе сотрудников силовых структур и беззащитности граждан в отстаивании своих прав и свобод, говорится в докладе.
Третий доклад Узбекско-германского Форума за права человека, подготовленный им в сотрудничестве с инициативной группой адвокатов Узбекистана, отражает сегодняшнее состояние института адвокатуры в этой стране.
Как следует из резюме данного доклада, в 2008-2009 годах в республике Узбекистан были введены изменения в Закон «Об адвокатуре» и приняты несколько подзаконных актов, направленных на осуществление адвокатской деятельности. Эти изменения привели к полной зависимости адвокатов от исполнительной власти и, практически, исключили возможность существования адвокатуры, основанной на принципах самоуправления и независимости от государства.
«Министерство Юстиции обязало всех без исключения адвокатов пересдать квалификационный экзамен и получить лицензии нового образца. Лицензии на осуществление деятельности старого образца, имевшие бессрочный характер, были объявлены недействительными.
Исполнительная власть получила рычаги манипулирования и контроля над деятельностью адвокатов, обязав их проходить переаттестацию в специальном Центре при Министерстве Юстиции каждые три года. Такие действия со стороны государства стали сознательным шагом в деле ограничения свободы института адвокатуры и избавления от «неугодных» государству адвокатов. В результате, узбекские адвокаты лишены независимости и свободы в предоставлении юридической помощи гражданам Узбекистана и осуществлении защиты интересов клиентов», - подводят итоги авторы этого доклада.
И последний доклад, представленный на рассмотрение Комитета ООН по правам человека, подготовлен некоммерческим негосударственным аналитическим объединением независимых экспертов Узбекистана «Экспертная рабочая группа» (ЭРГ). Он частично объединяет в себе ряд положений вышеназванных докладов и апеллирует к несоблюдению официальным Узбекистаном целого ряда статей Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).
В частности, по мнению аналитиков ЭРГ, Узбекистан систематически нарушает статью 6 МПГПП – «Право на жизнь» (ярким примером этого нарушения стал расстрел правительственными войсками мирных жителей Андижана в мае 2005 года), статью 7 – «Запрещение пыток», статьи 8 и 24 – «Запрет на рабство и детский труд», статью 9 – «Право на свободу и личную неприкосновенность», 10 – «Право заключенных на гуманное обращение и защиту их достоинства», 12 – «Свобода передвижения», 21 – «Свобода собраний» и 22 – «Свобода ассоциаций».
Также данный доклад повторяет основные положения доклада Узбекско-германского Форума за права человека о состоянии института адвокатуры в Узбекистане, разделяя мнение авторов этого доклада о том «узбекские адвокаты лишены независимости и свободы в предоставлении юридической помощи гражданам Узбекистана и осуществлении защиты интересов клиентов».
В заключение своего доклада ЭРГ приводит ряд рекомендаций правительству Узбекистану по решению в республике всех существующих и упомянутых в докладе проблем в области гражданских и политических прав человека.
Что касается официального доклада правительства Узбекистана, который также будет представлен на сессии Комитета ООН по правам человека, он пока для широкого обозрения недоступен, но уже сейчас вполне можно предположить, что все его положения будут носить весьма позитивный характер, выдавая желаемые перемены и улучшения в области прав человека за уже осуществленные.
Напомним, в последний раз официальный периодический доклад правительства Узбекистана и альтернативные правозащитные доклады относительно ситуации с правами человека в этой стране рассматривались Комитетом ООН по правам человека в рамках сессии Универсального Периодического Обзора (Universal Periodic Review) 11 декабря 2008 года в Женеве.
И с тех пор, несмотря на все рекомендации, данные Узбекистану странами-членами ООН, ситуация с правами человека в этой стране не только не изменилась в лучшую сторону, а, по мнению узбекистанских и международных правозащитных организаций, наоборот, только ухудшилась. Исходя из этого, возникает резонный, но, скорее, риторический вопрос: насколько вероятно изменение этой ситуации в лучшую сторону по итогам будущей 98 сессии Комитета ООН по правам человека? Впрочем, ответ на этот вопрос осталось ждать недолго - всего два месяца…