Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Рамазан и Кодекс чести как спасение от правовых коллизий, или Почему власти не спешат объявлять выборы?

05.08.2010 12:18 msk, Адилет Алтымышев

Политика Кыргызстан
Кыргызстан: Рамазан и Кодекс чести как спасение от правовых коллизий, или Почему власти не спешат объявлять выборы?

После июньского референдума, когда более 90 процентов избирателей проголосовали за предложенный властями вариант конституции, Кыргызстан облегченно вздохнул: обошлись без крови. Тем не менее, воодушевленные таким успехом власти не спешат с объявлением парламентских выборов.

Они понимают, что предстоящие парламентские выборы – не панацея от всех бед, обрушившихся на страну в последние годы. Но именно выборы, которые Временное правительство обещало провести нынешней осенью, должны завершить процесс легитимизации власти и вернуть страну в правовое поле. Так почему же ставшая по результатам недавнего референдума президентом Роза Отунбаева не спешит с назначением выборов?

На фоне бессилия власти, разгула криминала, региональной междоусобицы и всеобщей озлобленности общества предстоящая борьба за депутатские мандаты обещает быть не только жесткой, но и достаточно жестокой. Однако затягивание с объявлением даты выборов объясняется не этим. И даже не опасениями повторения межэтнического противостояния и угрозой разделения страны на Север и Юг, о котором активно говорят на различных уровнях, включая зарубежных экспертов.

Причиной задержки являются правовые коллизии, в которые вогнали страну юристы из Белого дома (так в Киргизии называют Дом правительства. - Прим. ред.). За все время существования Временного правительства (ВП), которое взяло бразды правления после насильственного свержения уже второго президента страны, чуть ли не каждый второй декрет, издаваемый этим органом, подвергался ревизии с последующим внесением в эти акты изменений. О легитимности этих декретов и полномочий штампующих их людей споры не прекращаются до сих пор.

После принятия конституции на референдуме 27 июня выяснилось, что результаты всенародного голосования не только не разрешили, но и вовсе усугубили правовые противоречия.

Сегодня в стране активно обсуждается, вернее, осуждается очередной декрет Временного правительства - о внесении изменений в Кодекс о выборах. Поправки эти, внесенные декретом, подписанным Розой Отунбаевой 1 июля 2010 года, можно сказать, несущественные. Споры вызвали не столько сами изменения, сколько статус документа и его подписанта.

По результатам недавнего референдума Роза Отунбаева получила полномочия президента страны и вступила в эту должность 3 июля 2010 года. В новой конституции, которая вступила в силу 2 июля 2010 года, нет понятия «Временное правительство» и декретов, которые до референдума имели в стране высшую юридическую силу.

До инаугурации, которая состоялась 3 июля, Роза Отунбаева де-юре сохраняла статус председателя Временного правительства. Непонятно, почему первая в регионе женщина-президент не решилась использовать для подписания документа свои новые, вполне легитимные полномочия? Это можно объяснить давлением на нее со стороны членов Временного правительства, которые всячески пытаются сохранить свой статус. Но то, что проект декрета поступил на согласование в ЦИК Киргизии почему-то только 7 июля, не поддается никакому объяснению. При этом публикация документа в СМИ, что является обязательным условием для вступления нормативных актов в силу, состоялась лишь 10 июля.

Как результат этого правового бардака, правомочность издания декретов после принятия конституции оспаривают не только политические партии, но и Центризбирком: о своем несогласии с изданием декрета заявляет в СМИ председатель главной избирательной комиссии Акылбек Сариев. По его мнению, ЦИК страны не может руководствоваться документом, который не имеет правовую основу. Некоторые правозащитники намереваются подать на Розу Отунбаеву в суд, чтобы она отменила этот декрет.

Но это еще не все.

Согласно новой конституции, выборы в парламент должны проводиться на основе конституционного закона о выборах. А такой закон правомочен принимать только парламент страны, которого только предстоит выбрать. С другой стороны, нынешний Кодекс о выборах был принят в 2003 году на референдуме. Соответственно, вносить изменения в него можно только путем всенародного голосования, а не изданием декретов и даже указов.

Обойтись без поправок нельзя хотя бы потому, что согласно новой конституции изменились: количество депутатов парламента (120 вместо прежних 90), возрастной ценз для кандидатов в депутаты (с 21 года вместо 25 лет) и допускаемая сумма избирательного фонда партий (сумму в 100 млн. сомов уменьшили вдвое).

Бывшие члены Временного правительства, которые, не желая терять административный ресурс, оставили за собой статус членов ВП – теперь уже получившего статус законодательного органа (?!), могли бы заставить Розу Отунбаеву подписать указ о назначении выборов в парламент, несмотря на все правовые коллизии. Но!

В Кодексе о выборах есть очень серьезная норма: статья 7 гласит, что выборы не проводятся в период чрезвычайного положения, даже если оно объявлено лишь на части территории Кыргызстана. Между тем, после июньских трагических событий чрезвычайное положение было введено на территории ряда городов и районов южного региона республики.

То ли авторы изменений в Кодекс «проморгали» эту статью и она не была исключена вышеназванным спорным декретом, то ли власти были уверены, что чрезвычайное положение к этому времени можно будет отменить, но эта норма в законе осталась. Так что с выборами придется повременить.

На днях со стороны лидеров мусульманского духовенства прозвучали призывы отменить чрезвычайное положение на период священного месяца Рамазан, который в стране официально начинается с 11 августа. Аргумент таков: в священный месяц приостанавливались даже войны между государствами. Возможно, это и окажется ниспосланным свыше шансом для киргизских властей как-то выйти из правового тупика.

Ведь еще в апреле временная власть объявляла предварительную дату выборов – 10 октября 2010 года. Согласно внесенным спорным декретом изменениям в избирательный кодекс, выборы должны быть объявлены за 60-90 дней до дня голосования (раньше было 60-75 дней). Это означает, что власти имеют возможность отменить чрезвычайное положение 10 августа и объявить выборы за 60 дней до их проведения. Не исключено также, что выборы могут быть перенесены на более поздние сроки.

По мнению Акылбека Сариева, выходом из ситуации могло бы стать принятие Временного положения о выборах, которое продублировало бы основные положения Кодекса с определенными изменениями и которое могла бы подписать Роза Отунбаева. Но чтобы предотвратить возможные споры в будущем, Сариев и лидеры гражданского общества предлагают партиям подписать кодекс чести, тем самым принимая предложенные правила игры несмотря на правовые противоречия.

Кодекс чести уже подписали несколько ведущих партий. Но есть политические организации, которые отказываются подписать этот документ, открыто заявляя, что хотят оставить за собой право и возможность оспаривать результаты выборов в случае своего поражения. На такой позиции стоят партии, у которых нет шансов на победу и для которых важна не победа, а участие.

К чему приведут выборы в таких условиях, когда между партиями происходит разделение по региональному принципу, когда ситуация на юге остается взрывоопасной? Отложить выборы на более благополучное время власти не могут: на кон поставлена судьба многомиллионной помощи, обещанной Западом, для получения которой необходимые соглашения должны быть ратифицированы парламентом страны. А его еще нет.

Адилет Алтымышев, Бишкек