Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Карточные долги узбекских банков

20.09.2010 15:14 msk, Соб. инф.

Экономика Узбекистан
Карточные долги узбекских банков

Несмотря на то, что в последние годы в Узбекистане активно насаждается система пластиковых карт, а официальные СМИ неустанно их расхваливают, система безналичного расчета по-прежнему остается невыгодной и неудобной для большей части охваченного «пластиком» населения: многие продукты приходится покупать в оборудованных специальными аппаратами для работы с «пластиком» магазинах по завышенной цене, возникают сложности с обналичиванием денег, а если вдруг карточку потеряешь, придется неделями переживать за свои сбережения, пока сотрудники банка не удосужатся заблокировать счет, и месяцами ждать новой карты.

Шестого августа жительница Чирчика (Ташкентская область) Любовь Александровна Чуракова потеряла свою пенсионную пластиковую карточку, выданную «Халкбанком» («Народным банком»). Она подозревала, что карту украл ее знакомый, чтобы снять со счета ее пенсионные накопления за несколько месяцев. В тот же день она обратилась в Чирчикское отделение «Народного банка» с просьбой заблокировать счет.

«Боясь, что с карты вот-вот снимут или уже сняли все деньги, я сразу же позвонила в банк и попросила немедленно ее заблокировать», - рассказывает Любовь Александровна «Фергане.Ру». - «Но сотрудники банка отказались это сделать и ответили, что для этого мне необходимо придти и написать заявление, а по телефону они подобные просьбы не выполняют. Я бегом в банк, говорю сотрудникам: «Заблокируйте, а то ведь воры снимут все до копейки». Сотрудники банка начали звонить в Ташкент, запрашивать инструкцию. Целый час возились, потом заставили написать заявление, что, мол, потеряла, прошу заблокировать счет».


Любовь Александровна Чуракова. Фото ИА «Фергана.Ру»

Приняв заявление об утере карты, сотрудники «Народного банка» сообщили пожилой женщине, что счет будет заблокирован не ранее чем через двое суток (!), пообещали проинформировать ее о об этом и отправили домой.

Пенсионерка переживала из-за того, что человек, укравший или нашедший ее карту, мог снять с нее деньги или совершить с ее помощью дорогостоящие покупки, несмотря на то, что ПИН-код, по идее, неизвестен никому, кроме владелицы карты и сотрудников банка.

«Я поговорила об этом с подругой-продавщицей, она сказала, что в большинстве случаев карточки имеют простой код: всего одну цифру - от 1 до 5. То есть, перебрав все цифры, можно снять деньги. Учитывая, что Чирчик - город небольшой и практически все друг друга знают, договориться вору с каким-нибудь знакомым торговцем не составит труда», - считает Л.Чуракова.

Опасения не беспочвенные, поскольку, как правило, карта блокируется лишь после трех попыток ввода ПИН-кода, если ни одна из них не бывает успешной, но при небольшом количестве вариантов вероятность, что злоумышленник хотя бы с третьей попытки наберет верный код, довольно высока.

Согласно договору, заключаемому между держателем карточки и банком, последний несет ответственность за любые финансовые потери, если карточка была использована кем-то через 48 часов после того, как держатель, то есть клиент, письменно сообщит в банк о том, что она утеряна или украдена, или о своем подозрении, что ее ПИН-код стал известен кому-либо еще. Таким образом, все средства, имевшиеся на счету пенсионерки на момент утери карты, банку пришлось бы восстанавливать в случае, если бы какой-нибудь злоумышленник воспользовался ею.

Долгожданный звонок из банка прозвучал лишь десятого августа - через четыре дня после подачи заявления об утере карты. Сотрудник Народного банка сообщил, что, согласно имеющимся у него данным, последняя транзакция по ее пластиковой карте была произведена 19 июля.

Однако, по словам Чураковой, счет на момент звонка так и не был заблокирован (об этом она узнала позже). «Более того, мне предоставили еще и неверные данные: в последний раз я рассчитывалась карточкой шестого августа, а не девятнадцатого июля», - посетовала пенсионерка.

Любовь Александровну также беспокоило, дадут ли ей новую карточку и когда это будет. «Мне ведь скоро пенсию получать. Соседка на заводе «Чирчиксельмаш» работает, заработную плату им задерживают, так еще и 50 процентов на «пластике». Три месяца назад она тоже потеряла карточку, ей до сих пор не восстановили. Получает наличными деньгами половину зарплаты, остальная часть — на «пластике», не может ею воспользоваться, дожидается, когда банк ей новый «пластик» выдаст», - рассказывает женщина.

Спустя десять дней измученной переживаниями Любови Чураковой снова позвонили из банка и сообщили, что ее счет успешно заблокирован, деньги целы, а новый «пластик» она получит в начале сентября.

«Почему я должна ждать так долго? Мне ведь пенсию скоро получать, за коммунальные платить, продукты покупать надо», - волнуется пенсионерка.

Чуракова рассказала, что и другие жители Чирчика, оказавшиеся в аналогичном положении, в течение длительного времени не могут добиться от банка выдачи новых карточек.

«Моя подруга Зинаида Скрипникова работает на заводе «Химпром». Несколько месяцев назад потеряла пластиковую карту, но обслуживающий ее предприятие банк «ПСБ» [Промстройбанк] до сих пор не оформил новую, - рассказывает Л.Чуракова. - Так и получает половину зарплаты наличными, а вторую половину за весь период получит только тогда, когда банк удосужится оформить ей новую пластиковую карточку»

Любовь Александровна привела в пример и своего знакомого Виктора Шатагина, сотрудника того же «Химпрома»: «В ноябре 2009 он потерял свой «пластик», новый ему выдали лишь в марте 2010 года».

Сотрудница коммерческого отдела обращения пластиковых карт одного из банков Ташкента Анна Зверева заявила «Фергане.Ру», что банки обязаны выдать новую карту взамен утерянной не позднее чем через трое суток с момента получения заявления об утере.

«Такая задержка со стороны «Народного банка» - явное нарушение, и женщина может обратиться на «горячую линию» Центрального банка. Центробанк обязательно отреагирует и руководству филиала «Народного банка» достанется «на орехи», а пенсионерке моментально выдадут новую карточку», - комментирует ситуацию Зверева.

Новую карточку Любови Чураковой до сих пор не выдали, хотя уже началась третья декада сентября. В банке, куда она регулярно обращается в ожидании хорошей новости, ее отправляют домой ни с чем.

* * *

Нижеследующую историю рассказал один из посетителей форума Торг.Уз, при этом название банка сознательно не указал:

«Суть дела такова: 22 января на базаре Чорсу у меня из сумки вытащили кошелек с деньгами и пластиковыми карточками. Аккуратно сработали, я и не заметила, потом уже за кошельком потянулась, смотрю – сумка нараспашку. Ну, пошла в опорный пункт милиции, хотя и знала, что это бесполезно. Рассказала им, они чаю предложили, говорят «что поделать, все равно не вернутся к вам деньги, может не будете писать заявления» и т.д. В общем, после этого я сходила в банк, говорю – так и так, на счету была мизерная сумма, 1,5 или 2,5 тысячи сумов ($1=1219 сумов по реальному курсу), что делать дальше? Сотрудник отдела пластиковых карт говорит: «Надо занести вашу карточку в стоп-лист, тогда никто не сможет проводить операции по ней, а после истечения 3 недель придете, будете новую карточку открывать, и стоит это около 20 тысяч сумов. И еще: если вдруг карточка ваша найдется, дайте нам знать».

Дело было не в этих 2,5 тысячах сумов, невелика беда, если снимут со счета. Но мне сказали, что для того, чтобы быстрее получить новую карточку, надо пройти эту процедуру. Я так и сделала.

У меня в кошельке была и другая карточка - на имя мужа, но он никаких стоп-листов с ней не вытворял и даже не парился по поводу ее восстановления. И вот к нему на работу позвонил один человек, говорит – так и так, нашел в мусорной урне кошелек, в ней пластиковые карты, через банк узнал ваш телефон, нужны они вам или нет? Уж не знаю, честный был такой, или наглый подельник карманников, короче, муж с ним встретился, дал вознаграждение и забрал их.

Пошла сегодня в головной офис своего банка, в тот отдел, в котором мою карту занесли в стоп-лист. Три недели еще не прошли, я говорю: вот, карточка нашлась, сделайте ее опять рабочей. Тут меня и ошарашили: «Вы должны заплатить 20 тысяч и сделать новую карточку, а эта теперь является нерабочей, ничего поделать не можем, хотите выкиньте, хотите на память оставьте».

Вот и вся история. Кому-то покажется затянутой и не стоящей гроша – ну заплати 20 тысяч и живи спокойно. Если бы карта не нашлась или нашлась намного позже, я бы не сожалела. Мне вот что обидно: какого черта мне сказали «если карта найдется, дайте нам знать, принесите» и т.д. И вот я принесла, а теперь — мол, «раз заявление о потере написали, платите денежки и получайте новую»...

На следующий день я взяла у бухгалтера договор на обслуживание пластиковых карт. Там написано: «При утере, хищении и порче карты вследствие неаккуратного обращения клиент обязан возместить банку стоимость карты». Но что делать, если карта найдена, причем не у меня дома, вследствие моей безалаберности, а найдена благодаря косвенному содействию сотрудников милиции, ничего не говорится.

В общем, позвонила я в Центробанк и поинтересовалась: это нормальное явление или нет? Мне ответили, что снять карту со стоп-листа - дело шести секунд, и для этого НЕ НАДО менять этот чертов кусок пластика, тем более за 20 тысяч сумов. Теперь это дело принципа, а не только 20 тысячи сумов, которые, кстати, тоже лично для меня на дороге не валяются. Итог: они спросили все данные - какой банк, мои ФИО и т.д., обещали проверить и разобраться. Посмотрим».