Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Датский журналист Майкл Андерсен: «Фильм «Резня в Узбекистане» - мой личный проект. Европу Андижан больше не интересует»

17.07.2012 13:36 msk, Мария Яновская

Узбекистан Андижан-2005
Датский журналист Майкл Андерсен: «Фильм «Резня в Узбекистане»  - мой личный проект. Европу Андижан больше не интересует»

Датский журналист Майкл Андерсен выпустил фильм, над которым работал семь лет. Фильм назван «Резня в Узбекистане» и посвящен андижанским событиям 2005 года - и не только. «Сегодня тысячи и тысячи людей сидят в тюрьмах Узбекистана, их пытают, репрессии продолжаются, но на Западе не хотят говорить об этом, называя андижанский расстрел «устаревшей новостью», - говорит М.Андерсен. В фильме - множество свидетельств массового расстрела жителей 2005 года, свидетельства очевидцев, документы - и показания свидетелей о том, что жесткость режима с тех пор только усилилась.

Майкл Андерсен, более десяти лет занимающийся проблемами Центральной Азии, дал интервью «Фергане».

- Майкл, в пресс-релизе сказано, что работа над фильмом длилась семь лет. Но это же с перерывами?

- Конечно, нам же нужно было на что-то жить. Параллельно мы работали, я делал репортажи с Северного Кавказа, из Средней Азии, Белоруссии… Но мы постоянно, почти каждый месяц, добавляли новый материал к нашему фильму.

- Это твой личный проект?

- Да. Личный проект. К сожалению, на западе 80-минутный фильм об Узбекистане не вызывает большого интереса, они говорят: не нужно вспоминать об андижанских событиях, это «вчерашняя новость», уже устаревшая, не нужно употреблять слово «резня»… Но за семь лет, прошедших после Андижана, мы собрали так много информации, взяли множество интервью, нам столько человек помогали достать материал, получить документы… Как я мог это все проигнорировать? И я счел своим личным долгом человека и журналиста сделать такой фильм. Невозможно было это все не опубликовать.

Сайт фильма Майкла Андерсена «Резня в Узбекистане»
Мы сейчас выпустили этот фильм на английском языке, и нас уже пригласили его показать в двадцать или тридцать мест в Европе и США. Но для нас очень важно, чтобы этот фильм был переведен на русский и узбекский языки. И именно потому, что это наш личный проект, который мы делаем своими силами и на собственные средства, - у нас сегодня не хватает денег на перевод, эта работа стоит несколько тысяч евро. На нашем сайте мы просим людей о помощи. Сами мы не возьмем из этих денег ни копейки - все пойдет на перевод и озвучание фильма, после чего мы намерены выложить обе версии фильма - русскую и узбекскую, - в интернет для всеобщего и бесплатного просмотра. Фильм должен получить свою русскоязычную и узбекоязычную аудиторию.

Люди должны знать, что происходит в Узбекистане. В их стране.

Трейлер фильма Майкла Андерсена «Резня в Узбекистане» (на русском языке)

Съемки начались через несколько дней после резни, когда андижанцы бежали через границу в лагеря беженцев. За семь лет съемок люди, которые появляются в фильме, были изгнаны из страны, или арестованы, им угрожали, их пытали - а один из этих людей был убит.
«Усилия режима скрыть массовое убийство беспредельны. Крайне важно, чтобы мы продолжали говорить о том, что случилось. Мы никогда не забудем тех, кто был убит, или тех, кто продолжает борьбу за свободу информации в Узбекистане. На сегодняшний день большая часть населения не знает, что произошло в их стране, а те, кто знает, - слишком напуганы, чтобы говорить об этом.
Поэтому нам важно было, чтобы зазвучали голоса тех, кто был достаточно храбр чтобы говорить о произошедшем. И гражданам Узбекистана, и людям, живущим на Западе, нужно знать, с кем имеют дело наши лидеры в Центральной Азии.

Из пресс-релиза фильма «Резня в Узбекистане».
- По поводу знания. В релизе вы пишете, что не все люди в Узбекистане знают, что случилось в Андижане в 2005-м году. Неужели? Мне казалось, что внутри страны все как раз знают, что произошло, - только боятся об этом говорить…

- Я думаю, что нет, не знают. Люди нашего возраста, может, и в курсе, - но у меня на «фейсбуке» есть несколько тысяч молодых «друзей» из Узбекистана, - так они мне пишут: что вы такое говорите, что за чушь вы публикуете на «Фергане.Ру»? В Андижане, мол, были одни террористы, и мой папа мне так рассказывал, и Каримов по телевидению все очень хорошо объяснил… Эти молодые люди были слишком малы семь лет назад, они ничего не смотрели, не читали. И они сегодня знают только официальную версию: в Андижане были расстреляны террористы.

- У вас на сайте говорится, что над фильмом работали четыре человека: вы, ваша жена Венди Андерсен (продюсер) и два оператора.

- Да, официально - четыре человека. Но нам помогало очень большое количество людей. У нас были переводчики, посредники, люди, которые давали очень важные документы. Мы встречались с большим количеством свидетелей, - причем я не говорю сейчас о тех, чьи интервью были показаны в фильме. Не все соглашались говорить «на камеру».

Ведь один из самых важных вопросов об Андижане - сколько людей тогда погибло. Согласно официальной версии, 187 человек, причем, если верить словам Каримова, погибшие - это герои-солдаты и террористы. Свои подсчеты проводили и представители международных организаций, независимые эксперты, - и тогда говорили, что погибло минимум восемьсот, а может, и тысяча человек.

Трейлер фильма Майкла Андерсена «Резня в Узбекистане» (на узбекском языке)

Мы искали доказательства, разговаривали с очевидцами. И они показывали: вот там мой брат умер, там - сестра… И сразу становится понятно, что цифра в 180 человек, причем большинство - солдаты, - не соответствует действительности. Погибших гораздо больше. Мы разговаривали с врачом из Андижана - и она сказала, что своими глазами видела более 500 трупов. У нас есть копии документов из андижанского морга, и согласно этим бумагам, только в один день, 14 мая 2005 года, туда поступило 300 тел. Причем даже по документам причиной смерти было пулевое ранение. И это - яркое доказательство.

- Вы пытались получить официальные комментарии узбекской стороны, расспросить чиновников?

Майкл Андерсен
- Конечно. Но они просто не отвечают на наши запросы. Я лично 28 раз пробовал получить визу в Узбекистан, и через узбекский МИД, и через посольства. Они даже не отвечают, они просто меня игнорируют. Мы звонили - не сто раз, а больше, - и просили в МИДе, в том отделе, который отвечает за работу с журналистами, интервью. Мы просили об интервью посольства Узбекистана в разных странах Европы и США. Я помню, что после андижанских событий посольство Узбекистана в Бельгии выпустило фильм о том, что все люди там были террористами. Мы попросили у них интервью - но в ответ нам просто выкатили этот фильм и закрыли перед нами двери.

Они не хотят говорить об этом.

Я с удовольствием взял бы интервью у Ислама Каримова, или у какого-нибудь узбекского чиновника, или у посла об этом, - но они игнорируют все мои обращения. Правда, потом, когда мы выпустили информацию о нашем фильме, - они начали черный пиар. И мне кажется, это и есть их ответ.

- В ролике я увидела, что вы взяли интервью у Пьера Мореля, бывшего спецпредставителя ЕС по Центральной Азии. Господин Морель - очень информированный человек, он много знает и об Андижане, и о том, что происходит сегодня в Узбекистане. Какой была основная линия его ответа?

- Что не нужно вообще трогать эту тему. У нас было интересное интервью. Он официальный - даже могу сказать, официозный - французский дипломат. Но все-таки во время интервью он серьезно рассердился из-за одного из моих вопросов, - и это тоже есть в нашем фильме - я спросил Мореля о стратегии Евросоюза…

Я тогда сказал, что мне лично очень стыдно было видеть, как Каримова принимали в прошлом году в Брюсселе, я был шокирован, когда узнал, что он встречался со многими чиновниками - и нигде, ни в одном официальном коммюнике не было даже слова «Андижан». В 2005-06 годах проблемы, связанные с андижанскими событиями, все-таки обсуждались. Но никогда - никогда! - ни ЕС, ни США не использовали слово «резня», ни разу за семь лет. Это о многом говорит. А сейчас само слово «Андижан» исчезло - значит, об этом с Каримовым даже не говорят, этой темы словно не существует! Пять лет назад ЕС настаивал на международном или независимом расследовании, - но это словно уже в прошлом, мы ни словом не напоминаем об этом. Я хотел поговорить об этом с представителями Евросоюза - но они отказались, сказав, что это уже «вчерашняя новость» - то, что случилось тогда в Узбекистане. Мол, не надо об этом говорить, это все old news (старые новости), никому не интересно.

Наш фильм ведь не только об андижанских событиях. Само название - «Резня в Узбекистане» - говорит о том, что эта резня была не только в одном конкретном городе семь лет назад. На западе сейчас говорят: да, нехорошо, что тогда такое случилось в Андижане, - но ведь это было так давно…

Но репрессии продолжаются. Тысячи и тысячи людей сидят в узбекских тюрьмах, их каждый день подвергают пыткам, серьезному давлению…

- Про сегодняшние преследования андижанцев и религиозников тоже есть в фильме?

- Да. Мы показываем, какими методами это делается, как изо дня в день преследуют людей, как на Западе происходят попытки убить тех, кто критикует режим.



* * *

Фильм Майкла Андерсена «Резня в Узбекистане» (80 минут, на английском языке) будет выпущен в продажу на DVD (в нескольких форматах: HD, стандартном, PAL или NTSC) в августе 2012 года. Условия покупки - на сайте фильма, есть возможность анонимного приобретения.

На сайте фильма можно посмотреть трейлеры «Резни в Узбекистане» по-английски, по-русски и по-узбекски. Кроме того, сделаны два узбекских варианта: с титрами на кириллице и на латинице.

Беседовала Мария Яновская

Международное информационное агентство «Фергана»