Всенародные субботники и вечные мусорки Ташкента: Одно другому не мешает (фото)
24-25 августа в Республике Узбекистан прошел всенародный благотворительный субботник (хашар), в котором, по данным официальных СМИ, приняло участие более половины жителей страны — 17 миллионов человек. Граждане белили заборы, подметали дворы и тротуары, очищали арыки, приводили в порядок кладбища, убирали мусор.
Участники субботника помогли завершить строительство «пунктов бытового обслуживания населения, новых парков». «В дни хашара еще ярче проявился созидательный потенциал нашего народа, - докладывали через подконтрольную правительству прессу председатели квартальных сходов граждан Ташкента. - Очищаются пустующие территории, на их месте возводятся детские площадки, спортивные сооружения, автостоянки, комплексы бытового обслуживания...».
В самом деле, «добровольно-принудительный» труд в Узбекистане до сих пор используется не только на сборе хлопка, но и на различных муниципальных работах. И какая-то польза от этих работ, конечно, имеется. По крайней мере, таким образом хозяйственникам удается заткнуть дыры, образовавшиеся из-за непрофессиональной работы коммунальных служб. Но, к сожалению, громкие реляции и отчеты о «победе над мусором» резко отличаются от состояния улиц столицы республики и других городов.
Дети и взрослые, вышедшие на субботник, в основном занимались благоустройством центральных проспекто и площадей — того городского пространства, которое находится исключительно на виду у властей. Однако, некоторые свалки, оставшиеся нетронутыми, расположены и не только в окраинных районах, но и в непосредственной близости к правительственным трассам. Подробнее о ташкентских «мусорных достопримечательностях» нам рассказали сами читатели — жители Ташкента.
МУСОРКА ПОД ОКНАМИ СТОЛОВОЙ
Вот одна из помоек, расположенных на совершенно не приспособленной для этого территории, в грубом противоречии с прошлогодним постановлением Ташкентского хокимията (городской администрации) №579.
Тогда мэрия узбекской столицы запретила выносить и оставлять, а также складировать мусор возле зданий, сооружений, частных и многоэтажных домов вне предусмотренных для этого площадок, равно как и выбрасывать мусор на улице, в арыки и водоемы. Данная же свалка мусора находится в метрах пяти-семи от жилого дома и совершенно никак не огорожена, хотя, согласно постановлению, «все места сбора отходов в городе должны иметь обозначенную границу и соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям».
«Эта мусорная куча находится прямо во дворе нескольких жилых домов, расположенных напротив Мирзоулугбекского районного отдела внутренних дел, в двухстах метрах от так называемой «президентской трассы» в махалле Олмачи в ведении ЖЭКа «Бий Коммуналчи». Эту помойку разглядывают ОВИРовцы из окна своей столовой, а сотрудники РОВД принюхиваются к ней во время обеда из другой столовой, которая находится буквально метрах в пятнадцати от помойки», - рассказывает местный житель.
Организации, ответственные за вывоз мусор, очищают данную территорию нечасто, только тогда, когда граждане поднимут шум. «Данная мусорка убирается исключительно после письменного обращения жителей района одновременно в Махсустранс («Спецтранс» - предприятие по уборке мусора. - прим. ред.), хокимият (администрацию) Мирзоулугбекского района, махаллинский (квартальный) комитет и ЖЭК. Дважды в год цену за вывоз мусора они повышают, причем, каждый раз на 50%. А за НЕвывоз отходов кто должен платить?..», - задается риторическим вопросом горожанин.
Мусор в этом месте собирается с трех дворов, в которых находятся несколько пятиэтажных и двухэтажных многоквартирных домов. Ею пользуются многочисленные магазинчики, в том числе и продуктовые, выходящие на проезжую часть улицы. «Она «обслуживает» также и уличное кафе национальных блюд (представьте себе, сколько это пищевых отходов!), стоматологическую клинику и фирму, означенную на вывеске как «ААА». На все-про все стоит три бачка, хотя мэрия чутко указывает, что мусорки «должны быть обеспечены необходимым количеством контейнеров для различных видов отходов», - продолжает наш информатор.
О раздельном сборе или о сортировке мусора по видам в Узбекистане пока речи нет вообще. Убрать бы те стихийные свалки, которые то и дело образуются в разных частях города.
Кто же ответственен за сложившееся положение? «Ольга Павловна, начальница нашего ЖЭКа, обвиняет Махсустранс. А Бекмурадов, начальник Мирзо-Улугбекского Махсустранса, обвиняет ЖЭК в недостаточном количестве установленных контейнеров... Аксакалы из махаллинского комитета и вовсе обвиняют самих жителей. Все вышеперечисленные инстанции взывают к совести жалующихся: «Ну куда мы еще поставим эту мусорку? Больше некуда». Никого из них не волнует опасность распространения гепатита и других инфекций, а также усиленного размножения крыс», - рассказывает источник.
От себя добавим, что ни одна фотография не может передать вонь, которая стоит в этом дворе, особенно сейчас, в конце лета - в «арбузно-дынный период».
МУСОРКА — ВОТ ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ШУМИЛОВСКОГО ПАРКА
Это письмо и фотографии, присланные нашим читателем, мы публикуем без правок. Жители Ташкента могут и сами проверить его сведения. Картина вырисовывается грустная, если не сказать, трагическая.
Вход в заброшенный парк
«Вот уж не думал, что некогда процветавший Шумиловский городок на окраине Ташкента (Хамзинский район, ул. Бакинская, рядом с УзБУМом) с «эпицентром» - одноименным парком, куда в 70-80-е стекался и стар и млад со всего города, за годы независимости придет в такое запустение! Когда-то в парке было чудесное озеро с лодочной станцией! А сегодня у парка нет ни названия (старую вывеску убрали), ни определенного будущего...
Унылая картина загубленного стараниями местной власти и превращенного в руины и стихийную свалку мусора легендарного в прошлом места массового отдыха сегодня пугает местное население. Теперь здесь по вечерам обитает шпана и прочая нечисть, слышна не оркестровая музыка, а вой голодных псов - в глубоких ямах и котловане высохшего озера средь гниющих мусорных отходов находят приют безнадзорные животные, плодятся крысы.
Из года в год Шумилово превращается в территорию, несущую лишь зловоние и антисанитарию.
Все, что ныне связано с мучительным вымиранием остатков некогда активной инфраструктуры парковой зоны, вызывает у старожилов ностальгию по тем добрым советским временам, когда из уличных арыков и каналов, из того же озера воду можно было набирать ладошками и пить, не опасаясь за последствия. И не только для тех, для кого эти места, этот живописный компактный парк с голубым озером и водоплавающими птичками, танцплощадкой и кинотеатром, духовым оркестром и фонтанами-аттракционами является частью его озорного детства и радужной юности, но и для всех тех, кто просто любил здесь бывать, потому что парк был особенным...
В каком-то роде Шумиловский парк был схож по популярности с нещадно вырезанным чиновниками-дровосеками несколько лет назад парком-сквером Амира Темура: те же гигантские деревья, под могучими кронами которых любил гулять народ, те же скамеечки и столики для любителей шашек и шахмат. С той лишь разницей, что первый из них за эти двадцать с небольшим лет окончательно добили, превратив в отхожее место, а второй - оголили до безобразия.
Местные бабульки жалуются: выросло целое поколение внуков, для которых рассказы взрослых о минувших красотах ухоженной зоны отдыха – не более чем пустые байки. А как же иначе: порядочные люди этот рассадник антисанитарии давно уже обходят стороной. И это – под самым носом у районного управления здравоохранения, райадминистрации и махаллинского комитета «Маърифат»!
Хокимы приходят и уходят, а проблемы с территориальным обустройством остаются. Невозмутимо продолжает вести свою трудовую вахту по соседству с небезопасным объектом лишь кафе-забегаловка «Лаура», сменившая вывеску с советских времен (в былые годы здесь было знаменитое кафе «У трех друзей»). Судя по всему, не пугают местные власти и случающиеся периодически странные возгорания-пожары в парке (только за этот год дважды), уничтожающие и без того считанное количество зеленых насаждений. Впрочем, лишенные ухода и заботы, полузасохшие растения в гуще пыли напоминают заброшенных собственными детьми стариков…
Здание по соседству с мусорной свалкой-парком - райздрав Хамзинского района.
«Разговоров от разных начальников о том, что здесь будет создано что-нибудь полезное для молодежи – типа спортивного сооружения или обновленной зеленой зоны, было немало, - вспоминает баба Клава, педагог-старожил Шумиловского городка. – В одно время говорили, что сюда перетащат парк Тельмана, но ничего путного за эти долгие годы так и сделано не было. Сейчас вот говорят, что какой-то предприимчивый делец взялся рассматривать проект открытия нового развлекательного места досуга. Стало быть, коммерческого, что уже само по себе исключает понятие «народного» парка».
Однако, по мнению бабы Клавы, пусть уж лучше так, чем то, что происходит сегодня на этом пугающем детей пустыре: «По вечерам к закрытым воротам парка подъезжают какие-то груженые строймусором большегрузные машины, по звонку вызывают из дома охранника с ключами, разгружаются на месте бывшего озера и уезжают. Там уже выросли целые горы мусора. Чей-то небольшой, но постоянный бизнес…».
И еще несколько фото, от редакции. И, как всегда, мы просим наших читателей поделиться своей информацией, фотографиями и размышлениями на тему, которой была посвящена эта статья. Комментировать можно здесь.
Эта прекрасная фотография снята на тротуаре напротив стадиона НБУ (в районе Дархана и Новомосковской), в центре города, в нескольких метрах от президентской трассы. Ниже — стихийная свалка крупным планом.
Эту живописную мусорку в центре Ташкента (рядом с рынком «Аския»), долгое время согревавшую тела бесприютных бродяг-бомжей, ликвидировали лишь в прошлом году.
Международное информационное агентство «Фергана»