Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

С целью донести. Как налоговики уничтожают мелкий бизнес в Узбекистане

С целью донести. Как налоговики уничтожают мелкий бизнес в Узбекистане

На фото - фрагмент обложки той самой тетрадки, которую налоговики приняли за «вторую бухгалтерию»

Молодой предприниматель из Ташкента Ахмад Мадюнусов не может сдержать слез – от дела всей его жизни, которое он вместе с семьей старался вести, придерживаясь буквы закона, теперь остался лишь пустой магазин, приобретенный и благоустроенный за кредитные 50 миллионов сумов. Все, что было в магазине: товары повседневного спроса, в том числе продукты, моющие средства и парфюмерия, - конфисковали сотрудники Сергелийской районной налоговой инспекции. После многочисленных обращений по поводу отъема товарных ценностей (стоимостью более семи миллионов сумов – 100 «минималок» по расчетам 2012 года) владельцу конфискат вернули, но почти год (!) спустя. Надо ли говорить, какой товарный вид имела возвращенная - испорченная и не годная к употреблению - продукция…

Суды, не считая нужным разбираться в деталях дела, учтиво принимали позицию «заказчиков» - тех же контролирующих органов. На все обращения пострадавшего предпринимателя в вышестоящие надзорные инстанции приходили банальные отписки, дублирующие друг друга.

В какой-то момент загнанный в угол и оставшийся без работы и средств к существованию отец троих малолетних детей даже был в шаге от сведения счетов с жизнью…

О фактах произвола в деятельности узбекских фискально-надзорных органов, которые под видом исполнения законов занимаются откровенным вымогательством, «Фергана» сообщала уже неоднократно (смотри статьи Узбекистан: За ошибку налоговиков ответит предприниматель? и Узбекистан: Законопослушных предпринимательниц лишают бизнеса).

Еще одним доказательством коррупционной взаимовыручки государственных чиновников служит и эта история, рассказывающая о знакомых методах уничтожения чужого бизнеса, лишенного покровительствующих связей и «откатных». Занятно, что и случае с Ахмадом Мадюнусовым задействованы те же (уже знакомые читателю) чиновники, занимающие посты в налоговых органах.

Пятьдесят миллионов штрафа – за черновую тетрадь

«Я был уверен, что выполняя все требования нормативных документов, я полностью гарантирован от всяких казусов с участием проверяющих органов, но нет, я ошибался, - начинает свой печальный рассказ Ахмад, в недавнем прошлом хозяин семейной ЧФ (частной фирмы) Мадюнус», учрежденной в 2010 году. – Целый отряд – два десятка человек! - налоговиков Сергелийского района, которые неожиданно нагрянули в феврале 2012 года в магазин якобы с проверкой (в нарушение закона, спустя пять месяцев после предыдущей!), решил сделать из меня, законопослушного налогоплательщика, отпетого «уголовника», приписав «двойную» бухгалтерию и обвинив в сокрытии налогов в размере ни много ни мало… 50 миллионов сумов. Основание - обычная 12-листовая ученическая тетрадь с черновыми записями (мы с сестрой записывали туда телефонные номера, делали какие-то рабочие пометки, иногда – суммы бравших в долг покупателей) и детскими рисунками-каракулями».

Тетрадь-блокнот была признана носителем «скрытой» информации и причислена к «вещдокам».

Позднее в этой вопиющей истории «наезда» налоговых инспекторов (вместе с группой молодых практикантов – последним, надо полагать, было чему поучиться) будет дотошно разбираться ведомственная газета «Налоговые и таможенные вести» («НТВ»), но виновные в крушении бизнеса Мадюнусовых до сих пор не наказаны, материальный и моральный ущерб пострадавшим не компенсирован, их деловые документы не «реабилитированы»…

По словам Ахмада, в тот момент, когда налоговые сотрудники ворвались в магазин, он отсутствовал (вернулся, как только позвонили), за прилавком были его сестра и племянник, которые просто потеряли дар речи от бесцеремонно-наглых действий недружелюбных посетителей.

Возможно, если б он стал уговаривать нежданных гостей решить проблему «полюбовно», как это часто и происходит, то конечный результат «наезда», по его мнению, был бы не столь плачевен.

Но молодой человек занял принципиальную позицию: с какой стати он должен «договариваться», если он чист перед законом?

Однако даже несмотря на представленные им документы о выплате всех обязательных платежей, в частности, банковский акт-сверку за три спорных месяца, где черным по белому был дан расклад всей инкассовой суммы в размере более 50 миллионов сумов, поступившей на банковский счет Мадюнусова, и накладные на товар, налоговики не отказались от своих первоначальных планов. Грубо отшвырнув документацию, погрузили конфискованный товар в ящики и были таковы, не оставив даже акта изъятия (о присутствии понятых при составлении акта и говорить нечего, их не было). Акт изъятия владелец фирмы лишь потом вытребовал в кабинете районного налоговика, и то с трудом...

Ба! Знакомые все лица и деяния!

В апреле 2012 года Сергелийская налоговая «бригада», возглавляемая Улугбеком Юсупалиевым (в настоящий момент этот чиновник, от действий которого пострадало немало предпринимателей, удобно устроился в кресле начальника Главного управления ГНК по контролю над деятельностью дехканских рынков и торговых комплексов Узбекистана), обращается в хозяйственный суд города Ташкента с иском против ЧФ «Мадюнус». Акт незаконной конфискации товара суд без тени сомнения узаконивает.

А далее, как водится, – по накатанной: своим решением Сергелийский районный суд по уголовным делам (заметьте: в последнее время «заказные» административные дела, особенно касающиеся субъектов малого бизнеса, в Узбекистане рассматривают уголовные суды!), состоявшийся в июне 2012 года, полностью удовлетворяет претензии налоговиков к хозяину торгового заведения. Более того - сумма инкассового требования, выставленного со стороны фискальщиков на расчетный счет предпринимателя Мадюнусова, составляет уже не 50, а 60 миллионов сумов (на тот момент примерно 22.500 долларов).

«Ташгорсуд по уголовным делам, рассматривавший в августе того же года дело по нашей кассационной жалобе, видимо, сжалившись над нами, решил смягчить наказание, присудив к выплате в два раза меньше - 30 миллионов сумов, - горько усмехается Ахмад Мадюнусов. - Однако нашей семье несказанно повезло: в декабре, благодаря амнистии в честь годовщины Конституции, нам великодушно «простили» санкции (хотя платить «за не съеденную самсу» я и не собирался)».

В декабре же, после 11 месяцев «хранения», Ахмаду с двумя братьями и сестрой удалось, наконец, вернуть конфискованный товар (хотя требовать возврата продукции они начали практически сразу же после неправомочного изъятия). Но почти весь товар был испорчен: речь идет о быстропортящихся продуктах питания и деликатных парфюмерно-косметических изделиях.

Не виновен, никому ничего не должен. Но работать не дают…

«Мы все - семьи братьев, престарелые родители - живем вместе, в отчем доме, всего 18 человек взрослых и детей. Семью нужно кормить, и я вынужден «таксовать», мои братья с сестрой перебиваются случайными заработками, - продолжает Ахмад. – Ситуация абсурдная: мало того, что безграмотные и наглые фискальщики незаконно уничтожили наш семейный бизнес, сделав нас без вины виноватыми, «прогнав» через уголовные суды, так еще и лишили возможности продолжать бизнес. Стоит мне теперь, к примеру, возобновить предпринимательскую деятельность, то я автоматически оказываюсь под прицелом налоговых органов, которые отказываются отозвать с моего банковского счета выставленное ими инкассовое требование в 50 миллионов. То есть, в этой ситуации любые потенциальные денежные поступления с моего расчетного счета будут «экспроприированы» налоговиками якобы в счет погашения выдуманного ими «штрафа». И это несмотря на то, что перед законом я чист, и все надуманные обвинения сняты».

Как говорит Ахмад, ему не раз приходилось доказывать, что он «не верблюд», когда осенью прошлого года его семью стали терроризировать визитами сотрудники судебного департамента. Они были крайне удивлены, что в доме «магазинщиков» было не на что «позариться» (телевизор - и тот старенький). Отстали судоисполнители лишь тогда, когда руководство местного махаллинского схода лично подтвердило, что у семьи Мадюнусовых достаток ниже среднего…

Приоритет прав предпринимателей или чиновников?

«В последнее время я часто стал задаваться вопросом, на который от должностных лиц, ответственных за деловую среду, ответа не дождешься: почему у нас не работает презумпция правоты предпринимателя? – рассуждает вслух Мадюнусов. - Ведь только за последние годы изготовлен целый блок президентских решений по либерализации предпринимательской деятельности, в которых говорится об облегчении участи предпринимательского класса, уменьшении числа проверок, создании благоприятной среды для ведения бизнеса. Но где, на каком уровне «застревают» эти благодатные законодательные нормативы, почему о них предпочитают умалчивать налоговики? Это же откровенная дискредитация и саботаж распоряжений главы государства!»

Одним из таких серьезных документов является президентское постановление «О формировании максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» от 24 августа 2011 года, в Год малого бизнеса и частного предпринимательства.

В нем, в частности, говорится, что «во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными органами управления всех уровней, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками действует принцип приоритета прав предпринимателей».

Как считают пострадавший от алчности контролирующих органов Ахмад Мадюнусов и сотни других его коллег по несчастью, малый бизнес и частное предпринимательство в условиях узбекских реалий сегодня только тем и заняты, что пытаются элементарно выжить. И некуда деться от тотальной коррупции и рэкета, давления со стороны чиновников и контролирующих органов, которые далеко не всегда преследуют государственные интересы.

* * *

Пока материал готовился к печати, Ахмад Мадюнусов отправился в городской уголовный суд, куда Верховный суд переслал его жалобу. «Что вы от нас хотите?» - спросили его в Горсуде. «Чтобы налоговики отозвали выставленное на мой счет в банке инкассовое требование в 50 млн сумов, оно незаконно и уже отменено судом». В суде Ахмаду посоветовали обратиться в Генпрокуратуру и сказали, что налоговики не имели права конфисковывать товар (при имеющихся накладных), а если и сделали это «по ошибке», то обязаны были вернуть максимум через неделю. Письменный ответ из Горсуда Ахмаду Мадюнусову обещали прислать «через положенное время».

Соб.инф.

Международное информационное агентство «Фергана»