Узбекистан: Судоисполнитель – узаконенный грабитель?
Стойкие ташкентские предпринимательницы Елена Агибалова и Динара Латыпова, пострадавшие из-за своей принципиальности, снова оказались в центре скандала.
Утром 2 апреля в квартиру Динары Латыповой, которая в это время была одна, предварительно постучав, буквально ворвался молодой узбек крепкого телосложения. Динара попыталась захлопнуть дверь, но незнакомец, ловко просунув ногу в проем, проник внутрь.
Отказавшись представиться, выкрикнул, что он судоисполнитель, и взмахнул перед носом опешившей женщины неким удостоверением, не позволив его рассмотреть. Вел себя вызывающе бесцеремонно и очень нервничал. Затем со словами «Ну, что, Латыпова, платить будем?» включил диктофон и стал задавать хозяйке провокационные вопросы: «Зачем везде жалуетесь? Вы хотите меня шантажировать?» и тому подобные.
Разбойное нападение с согласия милиции и махалли?
«Обеспокоенная неадекватным поведением «гостя», я стала фиксировать происходящее на камеру. Сначала позвонила по телефону доверия 102, попросив прислать наряд милиции, затем - Елене Агибаловой с просьбой срочно приехать ко мне, - рассказывает потрясенная инцидентом Динара. – Было очень неприятно чувствовать себя заложником в своем же доме: мужчина заблокировал вход в прихожей так, что я уже не могла ни беспрепятственно выйти из квартиры, ни позвать соседей (в качестве понятых). Гость, видимо, не ожидал, что я позвоню в милицию, и стал раздраженно названивать какому-то напарнику, срочно требуя явиться по такому-то адресу вместе с участковым».
Вскоре в квартире появились старший участковый инспектор 5-го квартала Чиланзарского района капитан Валижон Мавлянов (якобы направленный по звонку на номер 102), а следом - и аксакал махалли (общины) «Хамза» по фамилии Саттаров, вызванный Динарой. В это же время подъехала и Агибалова.
Почти одновременно с ними к Латыповой пожаловал еще один молодой узбек, судя по всему, напарник первого, который тоже отказался представиться (позднее выяснится, что это был судоисполнитель из Чиланзарского департамента по исполнению судебных решений Сахоб Бутунбоев).
Проигнорировав требования предпринимательниц предъявить удостоверение личности, новоприбывший начал снимать на камеру телефона квартиру с ее содержимым, делая особый упор на лица хозяйки и ее подруги, а также на ценные вещи и. Когда его взгляд остановился на новом телевизоре марки JVC с плазменным экраном, все поняли, что участь японского красавца стоимостью в 800 долларов предрешена.
Предпринимательниц неприятно поразило то, что присутствовавшие при этом представители власти не сочли нужным проверить удостоверения личности и правомочность действий дерзких визитеров, которые вели себя в чужой квартире как у себя дома.
«Гости» Динары Латыповой
«Я расцениваю этот факт как разбойное нападение на мою частную собственность при должностном попустительстве нашего аксакала (председателя махаллинского комитета. – Прим. ред.) и участкового (не сомневаюсь, что последний сам является участником этого авантюрного сговора). Зная, что явившиеся дельцы вряд ли уйдут ни с чем, я стала умолять их оставить телевизор, предложив взамен оплатить вынесенный заказным судом штраф в 10 «минималок». К декабрю прошлого года, когда рассматривалось сфабрикованное дело о наших с Еленой «хулиганских» действиях, он равнялся 915.300 сумам – примерно $340 по «черному» курсу на то время, - сетует Динара. - Но нет – забрали телевизор, несмотря на то, что стоимость незаконно конфискованной вещи более чем вдвое превышала исковой размер штрафа! Куда увезли мой телевизор – не знаю, не оставили ни адреса, ни актов изъятия, причем без понятых и свидетелей, не дали нам нигде расписаться. Хотели забрать еще и плеер, но я в сердцах разбила его об пол».
Когда Елена попыталась загородить собой телевизор и плеер, Бутунбоев, больно сжав ее правую руку, с силой оттолкнул, оставив синяк ниже локтя.
Обессилев от нервного стресса, рыданий и головной боли, Динара упала в обморок, Елена сразу же вызвала «Скорую помощь», к моменту прибытия которой от «гоп-компании» с телевизором и след простыл.
Врачи зафиксировали у обеих женщин опасный для здоровья скачок артериального давления, но предпринимательницы отказались от госпитализации.
Подруги не исключают, что под предлогом «исполнения решения суда» в доме у Динары поработали аферисты, явившиеся сюда с корыстной целью по истечении срока взимания штрафа. Причем, используя один документ на двоих: сначала с удостоверением Бутунбоева явился лжесудоисполнитель, а когда поднялся шум - уже сам владелец документа.
Между прочим, когда по просьбе пострадавших женщин депутат от Сергелийского округа Зиедулла Убайдуллаев позвонил в Чиланзарский райсуд, в чьем подчинении находится отдел по исполнению судебных решений, чтобы получить ответ по поводу конфискованного телевизора, там категорически отрицали свою причастность к факту вероятной самодеятельности их работников.
Утром следующего дня, когда Латыпова с Агибаловой шли с жалобами по поводу произошедшего инцидента в Аппарат президента и генпрокуратуру, Динаре позвонил мужчина, который представился как «прикрепленный» судоисполнитель Сахоб Бутунбоев, и тихим, покладистым голосом спросил: «Вы заберете сегодня свой телевизор?» Динара ответила отказом, добавив, что «ворованные вещи вот так запросто не возвращаются», и отключила телефон.
По ее мнению, участвовавших в акции незаконной конфискации судоисполнители, видимо, насторожили обращения предпринимательниц в вышестоящие инстанции, и, опасаясь разоблачения, они хотели как можно скорее избавиться от «вещественных улик». Звонок Бутунбоева Динара расценила как косвенное подтверждение самодеятельности судоисполнителей.
Суды нарушают закон в расчете на правовую безграмотность людей
Предпринимательницы не раз пытались обжаловать неправомочные, по их утверждению, судебные решения в апелляционной коллегии Ташгорхозсуда и других вышестоящих инстанциях, но ответа так и не получили. Платить выписанные им штрафы они не хотели, так как это автоматически означало бы их согласие с абсурдными доводами обвинения.
«В настоящий момент я жду ответа на свои жалобы-заявления по целому ряду вопросов, в том числе и от старшего судоисполнителя отдела судоисполнения Чиланзарского района, к которому обращалась уже не раз, - говорит Латыпова. – Да вот только не спешат высокие чиновники с поддержкой и защитой «мелкого» предпринимателя: даже в Аппарате президента, где нас знают уже в лицо (только там побывали 16 раз!), посмеиваются – мол, ждите, надежда умирает последней».
По словам пострадавших женщин, нередко извещения о необходимости выплатить штрафы нечистоплотные судоисполнители преднамеренно отправляют адресатам уже по истечении двух и даже более месяцев после установленного срока, при этом злостно нарушая статью 36 Кодекса об административной ответственности, в которой говорится, что «административное взыскание может быть применено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения».
«Расчет прост: оттягивая сроки административного взыскания и рассчитывая на правовую безграмотность людей, можно без особого труда заработать «на карман», - поясняет Динара Латыпова. – Это можно проследить на моем примере. По решению Мирабадского райсуда по уголовным делам, состоявшегося 19 декабря прошлого года, иск о выплате штрафа, подготовленный 3 февраля, был направлен почтовым отправлением на мой адрес сотрудниками Чиланзарского райотдела по судоисполнению лишь 24 февраля, о чем свидетельствует штемпель на конверте. Получила же я его 26-го числа. Кстати, в конверт с иском была вложена еще повестка с приглашением в суд… седьмого февраля. Делается этот хитрый трюк в расчете на наивных и невнимательных, чтобы потом их же и обвинить: дескать, мы вас приглашали своевременно, а вы, такие-сякие, не соизволили явиться. А платить, мол, все равно придется».
Учитывая же, что, согласно закону, административное взыскание применяется не позднее, чем в двухмесячный срок после совершения правонарушения, а исковой срок за «хулиганские поступки» Латыповой и Агибаловой ведет отсчет со дня начала провокаций против них, то есть – с 27 ноября, срок взыскания истек уже трижды. Тем не менее, это не помешало судоисполнителям явиться к Латыповой в апреле якобы «для исполнения решения суда по иску».
Когда закон «отдыхает»
«Шестого апреля мы с Еленой получили ответ из Высшего хозяйственного суда за подписью начальника отдела жалоб и приема граждан А.Холмахматова, где говорится, что, якобы, апелляционную жалобу на решение Ташгорхозсуда от 28 февраля (которое получили с большим трудом лишь 6 марта), мы не подавали, - возмущена Динара Латыпова. - Между тем, у нас есть документально подтвержденные обращения от 7 марта (с подписями обеих сторон) в Верховный суд об отмене этого неправомочного решения. Тринадцатого марта повторно обратились туда же, подав жалобы на 210 листах. Пятнадцатого марта - в Высший хозсуд с требованием отменить незаконное решение Ташгорхозсуда, писали им и двадцать седьмого марта. Словом, мы неоднократно обращались с апелляцией в установленные законом сроки, другое дело – получение своевременных ответов от чиновников, а главное – их вранье, чтобы скрыть следы своих же правонарушений».
Динара никак не может взять в толк, почему в письме от 25 марта городской хозяйственный суд «рекомендует» предпринимательницам подать апелляционную жалобу в городской суд (где она давно лежит без рассмотрения!), а если, мол, опоздают по срокам, то могут обратиться одновременно… с кассационным протестом.
«Как можно обращаться с кассационной жалобой в нарушение закона, минуя инстанцию апелляции, не имея на руках постановления апелляционной коллегии?! Тем не менее, 27 марта, получив это письмо, мы сразу же отправили повторно по почте апелляционную и кассационную жалобу (?!) в Ташхозсуд. В своем неизвестно каком по счету обращении-протесте в городскую и генеральную прокуратуру мы также написали обо всех сознательно допускаемых судебными органами нарушениях в отношении нас».
Осталось обратиться в ООН
Произвол, насилие, разрушение бизнеса, судебные репрессии по сфабрикованным делам, разбойное посягательство на личное имущество граждан (как это было 2 апреля с Латыповой) – это лишь малая толика провокационных деяний, устраиваемых в Узбекистане должностными лицами-коррупционерами в отношении «несговорчивых» предпринимателей.
«Этот пример травли и провокаций против нас, законопослушных предпринимателей, – яркая демонстрация того, насколько лжива власть в своих утверждениях о поддержке малого бизнеса. То, что сегодня творят с беззащитными гражданами (и это в стране, взявшей курс на демократию!) обнаглевшие от своей безнаказанности должностные чиновники, ужасает. Но мы с Еленой не остановимся до тех пор, пока наши человеческие и предпринимательские права не будут восстановлены, пока виновные в наших бедах не понесут наказание!» - заявила Динара Латыпова.
Подруги по несчастью с иронией вспоминают одного из членов партии УзЛиДеП, который, получив по почте отправленный Еленой Агибаловой членский билет и шокировавшую его критической прямотой записку о причинах выхода из «марионеточной» партии, долго пытался убеждать ее в опрометчивости этого шага. А депутат Сергелийского округа Убайдуллаев пообещал даже посодействовать в открытии магазина на рынке «Катартал».
Но предприниматели уже давно не верят лживым заверениям высоких начальников. Кроме узбекских правозащитников, а именно - Шухрата Рустамова и Елены Урлаевой, им и помогать-то некому.
«Теперь нам только и остается, что опробовать еще один способ воздействия на власть – обратиться с официальным заявлением в международные инстанции, в представительство ООН в Узбекистане, например», - говорят Динара и Елена.
Без особого оптимизма.
Соб. инф.
Международное информационное агентство «Фергана»