Казахстан разрушает памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО
Казахстан втягивается в «культурно-исторический» скандал: под Алма-Атой ради прокладки дороги к горнолыжному курорту разворотили древнее городище Талхиз (Тальхиз). И хотя власти привыкли действовать по принципу «хозяин-барин», избавляясь от излишков природы или архитектурно-исторических памятников без оглядки на общественность, в этот раз они столкнулись с непредвиденным обстоятельством: Талхиз внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, причем не как отдельный объект, а в комплекте с другими памятниками Великого Шелкового пути. И если поселение разрушат или исключат из списка, то вместе с ним придется вывести еще 25 объектов в Китае и Кыргызстане. А за это обе страны вряд ли скажут спасибо своему бестолковому соседу.
Под тройной защитой
О том, что к югу от Талгара (города-спутника Алма-Аты) находится древнее поселение, было известно еще в советские времена. С 1977 года археологи поднимали вопрос о его охране, так как на территории находились пастбища и нелегальные свалки. Тогда площадь в четыре гектара кое-как огородили и «законсервировали» на неопределенный срок. Но в период независимости Казахстана ученые вновь занялись раскопками и потратили почти десять лет на то, чтобы городище, предположительно просуществовавшее с VI-VIII по XIII век н.э., вошло в 2014 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда известному казахстанскому ученому-археологу Карлу Байпакову, не один год отдавшему раскопкам Талхиза, в конце 2014-го сообщили, что на месте городища проводятся работы, он вначале не поверил. Но выехав на место, получил подтверждение: через реку Талгар, разделявшую поселение, возведен мост, а на самой территории возникли новенькие особняки. Но самое неприятное - появились разметки строительства дороги через центральную часть Талхиза. Ученый срочно отправился в Астану, а ЮНЕСКО забросала Министерство культуры Казахстана своими письмами. На строительство был введен мораторий, и даже появилось подобие ограждения.
Изначально считалось, что культурный слой охватывает 3,9 гектара. Когда территорию номинировали на Всемирное наследие, ее увеличили до 50 гектаров, и общая площадь номинации стала составлять 382 гектара вместе с охранной зоной. Наряду с Талхизом в номинацию «Великий Шелковый путь» включили еще семь объектов в Казахстане, три в Кыргызстане и двадцать два в Китае.
На городище Талхиз
Собственником этого памятника выступает от имени государства Министерство культуры и спорта. Несмотря на то, что по закону «собственник обязан обеспечить сохранность памятникам истории и культуры», заниматься этим ведомство не спешит. Возможно, потому, что это министерство не только культуры, но еще и спорта, а на носу - Универсиада. Минкульт в целом снял с себя ответственность, переложив заботу об историческом наследии на городскую администрацию Талгара. Итог: появились особняки, пастбища и свалки. А Министерство культуры, решив подстраховаться, привлекло к работе коммерческую компанию «Казархеология», специалисты которой, покопавшись на участке в десяток квадратных метров, вынесли вердикт: культурного слоя нет, исторической ценности не представляет, можно прокладывать трассу.
- Как же так? Одной рукой государственный бюджет направляется на охрану и исследование этого памятника, а другой выделяет деньги, чтобы его разрушить? – недоумевает по этому поводу Сергей Куратов, руководитель экологического общества «Зеленое спасение», пытающегося отвоевать поселение.
На городище Талхиз
Куратов объясняет, почему их экологическое общество вместе с другими экологами подключилось к борьбе за сохранность Талхиза и затеяло судебные тяжбы против Министерства культуры: «Если к памятникам ЮНЕСКО такое отношение, то чего ожидать территориям, которые только номинированы?»
В 2000 году номинация части национального парка Тянь-Шань (куда попадает и Талхиз) вошла в предварительный список Конвенции Всемирного наследия. Кроме того, территория городища постановлением областной администрации включена в охранную зону Иле-Алатауского природного национального парка. Наконец, она подпадает и под протекцию Водного кодекса как водоохранная зона. Но даже тройственная защита бессильна, когда есть возможность подзаработать на продаже земель под строительство. Кроме того, включился имиджевый фактор. Зимой 2017 года Алма-Ата принимает Универсиаду, а один из горнолыжных курортов находится за Талгаром. Несмотря на то, что к нему ведет вполне приличная дорога, власти решили построить четырехполосную трассу, проходящую как раз через центр Талхиза. Так что, работая на улучшение имиджа в одном месте, государство само же нанесло себе имиджевый удар в другом.
Прецедент Талхиза
Сейчас «Зеленое спасение», проиграв все суды к Министерству культуры, готовит иск по вновь открывшимся обстоятельствам. В конце марта этого года в Казахстан приезжала комиссия Всемирного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), чтобы оценить происходящее с Талхизом. Заключение комиссии оказалось неутешительным для Казахстана. Указав на все допущенные нарушения, «миссия пришла к выводу о необходимости значительного усиления системы охраны Всемирного наследия в Республике Казахстан и призывает государство-участник значительно укрепить механизмы реализации Конвенции о всемирном наследии (ратифицирована Казахстаном в 1994 году) для гарантирования надлежащего сохранения объектов всемирного наследия на своей территории». Рекомендации таковы, что у власти вряд ли поднимется рука их выполнить: снести мост и особняки, остановить строительство дороги…
Да и кому их выполнять? Министру культуры Арыстанбеку Мухамедиулы как-то не до этого: он судится с кинорежиссером, обвинившим его в коррупции, готовит иски к девушкам, заявившим о домогательствах в его бытность ректором Академии искусств, и отражает информационные атаки.
На городище Талхиз
В Уголовном кодексе Казахстана есть статья 203 «Преднамеренное умышленное разрушение памятника, охраняемого государством», но что делать, если само государство разрушает то, что ему доверили охранять? Такое в УК не прописано.
Для закрепления выводов и дополнительного напоминания забывчивой стране представитель ЮНЕСКО вручил 6 октября 2016 года ноту послу Казахстана при этой организации. В конце октября ожидается приезд еще одной комиссии ЮНЕСКО, которая даст оценку выполнению (точнее, «невыполнению») рекомендаций предыдущей миссии.
Южная сторона городища Талхиз практически разрушена. Кругом валяются артефакты, причем извлекаемые экскаватором предметы старины тут же дробятся на мелкие кусочки. Между тем, Талхиз – это остатки стен, ирригационные каналы и сооружения, а также множество предметов старины, хранящихся в разных музеях страны.
- Прецедент Талгара - яркий показатель разрушения государственной системы охраны памятников, бессилия центральных органов власти, капитуляция их перед коррумпированными чиновниками, - констатирует Сергей Куратов.
Но прецедент казахстанского городища не только в этом. Специалист комиссии ЮНЕСКО Наталья Душкина сообщила агентству «Tengrinews.Kz», что если на строительство дороги не наложат мораторий, «будет запущен механизм исключения номинации из Списка всемирного наследия». И снова напоминаем, что городище является компонентом в составе серийного объекта Всемирного наследия «Шелковый путь: сеть маршрутов Чанъань - Тянь-Шанского коридора».
Абай Ерекенов и еще несколько активистов эко-инициативы «Защитим Кок-Жайлау!» тоже выезжали на место работ, которые продолжаются до сих пор. Он предупреждает о еще одной возможности воздействовать на несознательное государство: Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО может внести Талхиз в номинацию объектов, находящихся под угрозой.
На городище Талхиз
- Талибы в Афганистане, игиловцы в Ираке и Сирии (и в Мали исламисты разрушили памятники Всемирного наследия. – Прим. автора) и теперь Казахстан встал на одну доску с ними, - мрачно шутит Абай Ерекенов.
От 1000-летнего Талхиза к 1000-летней Алма-Ате
Как указывается на сайте ЮНЕСКО, в X-XI веках жители Талхиза уже приняли ислам. Но и в быту, и в погребальном обряде еще сохранилось много языческих черт, связанных с шаманизмом. В городе жили также буддисты и христиане несторианского толка. Жизнь в Талхизе резко изменилась после того, как в начале XIII века Семиречье было завоевано татаро-монголами. Здесь стал преобладать скотоводческий уклад, тогда как земледелие и городская жизнь пришли в упадок, и во второй половине XIII века город прекратил свое существование.
Всего в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Казахстан представлен мавзолеем Ходжи Ахмеда Яссави, петроглифами в Тамгалы, двумя природными заповедниками в Сары-Арка, западным Тянь-Шанем и объектами Великого Шелкового пути. Прямо скажем, не так уж и много. В Китае таких объектов 34, и, по словам журналистки Ольги Гумировой, побывавшей недавно в Китае в рамках пресс-тура, страна привела в полный порядок свои объекты, относимые к Великому Шелковому пути, и даже зарабатывает на туристах.
На городище Талхиз
Казахстан же явно комплексует из-за того, что туристы едут за историей в Узбекистан, а за природой - в Кыргызстан, и при этом его чиновники делают все, чтобы мест, представляющих хоть какой-то интерес для приезжих, было еще меньше. Вот еще несколько примеров.
Жители села Тусдыбастау под Алма-Атой и общественники южной столицы отчаянно боролись за парковые зоны и сохранившиеся могильные курганы. Однако земли по большей части были распроданы под особняки – вместе с парком и древними захоронениями.
Более двух лет несколько тысяч алмаатинцев активно противились «грандиозной афере» - строительству горнолыжного курорта рядом с городом в заповедной зоне Кок-Жайлау. Власти временно пошли на попятную только из-за экономического кризиса, однако своих намерений отгрохать еще один дорогой курорт на бюджетные средства (и явно «попилить» на этом немалые деньги) не оставили.
В Алма-Ате точечно сносятся здания, придававшие городу его неповторимый облик. И тоже - несмотря на возмущение горожан. Но зато на их месте в этом году появился ресторан «Макдональдс» и строится стеклобетонный бизнес-центр.
При этом в 2016 году пышно празднуется 1000-летие Алма-Аты (потому что была найдена монетка с надписью «Алмату»), которое удачно следует за 550-летием Казахского ханства (инициатива возникла сразу после заявления Владимира Путина, что у казахов до Назарбаева не было своей государственности).
Видимо, придумывать что-то новое всегда легче, чем сохранить уже имеющееся.
Андрей Гришин, Казахстан. Фотографии предоставлены активистом движения «Защитим Кок-Жайлау» Салтанат Ташимовой
Международное информационное агентство «Фергана»