Узбекистан: Глава Андижанской области запретил публичный призыв к мусульманской молитве
Использован фрагмент картины Ж.Л.Жерома «Муэдзин», 1866 г.
Пока официальный Ташкент заверяет весь мир в том, что права и свободы верующих в республике никто не нарушает, религиозная активность на юге страны существенно ограничивается местными властями. Нынешний хоким (глава администрации) Андижанской области Ахмаджан Усмонов, назначенный на должность немногим более месяца назад, уже ввел ряд ограничений для верующих мусульман. В первую очередь, со свадебных торжеств изгнали мулл-проповедников, а в мечетях запретили азан – призыв к пятикратной мусульманской молитве.
* * *
Семидесятилетний дедушка Рахмонжон живет в городе Андижане. Вот уже второй год, как болезнь приковала его к постели, и страдает он оттого, что не может ходить молиться в мечеть, как его ровесники. А мечеть находится прямо за его домом. После того, как его одноклассник Турсунбой-ота (ота – «отец», уважительное обращение к старикам. – прим. ред.) прочитает призыв к молитве, дедушка Рахмонжон делает таяммум («сухое» омовение землей, для тех, кому недоступна чистая вода. – Ред.) и начинает молиться. Однако с недавних пор больной дедушка не слышит азана – громогласного призыва к молитве.
- Вначале я удивился этому, потом узнал, что такое решение принял хоким (глава администрации) области. Оказалось, отныне призывы к молитве в мечетях запрещены, - с удивлением рассказывает Рахмонжон-ота. - Несколько лет назад мусульманам запретили призывать прихожан к молитве с помощью микрофона, а теперь азан запретили вообще…
Нынешний глава администрации Андижанской области Ахмаджан Усмонов был назначен на эту должность президентом Узбекистана 13 октября 2006 года. За неполные полтора месяца новый хоким ввел ряд ограничений для верующих мусульман. В первую очередь, в мечетях запретили призывы к молитве. Люди сначала подумали, что запретили использовать звукоусиливающую аппаратуру, а затем удивились, узнав, что призыв запрещен вовсе.
|
Некоторые из необычных указов и распоряжений просто удивляют местных жителей, другие вызывают резкое недовольство граждан.
Надо отметить, что в последние годы местное население значительно укрепилось в своей мусульманской вере. Сами собой исчезли такие традиции, как употребление алкоголя на свадьбах и вечеринках, появление новобрачных за свадебным столом и другие. Вместо этого стало «модно» проводить торжества с участием богословов, которые читают Коран и проповеди. Однако распоряжением нового главы области проповеди на свадьбах также запрещены. Нарушившим сие распоряжение грозит штраф в 500 тысяч сумов (более 400 долларов США).
|
В эти дни в Андижане вступает в силу еще одно решение: отныне верующим запрещено молиться на своем рабочем месте. По словам сотрудницы клиники Андижанского медицинского института, не назвавшей своего имени, главный врач больницы распорядился, чтобы в учреждении закрыли комнаты для молитв.
- Я всегда совершала пятикратный намаз, ведь уже и возраст к этому обязывает, - говорит пожилая андижанка. – Будет грешно, если из-за работы брошу намаз. Но если не оставлю молитвы, меня могут выгнать с работы. Тогда моя семья будет голодать. Если честно, я целыми днями проклинаю нового хокима. А что еще я могу сделать…
Администрация области отказывается комментировать сложившуюся ситуацию. Новый хоким утверждает, что он высказал свою позицию через областные СМИ. Однако его выступления, опубликованные в прессе, «на голубом глазу» опровергают все, о чем рассказано выше.
|
Официальный Ташкент продолжает делать вид, что верующие счастливы и беззаботны. А андижанские мусульмане, сталкивающиеся с реальным нарушением своих прав, не имеют никаких возможностей донести до всего мира правду о реальном положении дел в области религиозных свобод.