Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Стоимость образования в Самарканде приближается к европейскому уровню

15.07.2010 11:53 msk, Фергана.Ру

Узбекистан
Стоимость образования в Самарканде приближается к европейскому уровню

Обучение в Самаркандском медицинском институте может обойтись будущим врачам не дешевле, чем получение образования в некоторых зарубежных вузах. Впрочем, речь идет не об официальной стоимости обучения, а лишь о сумме взятки, которая дает «железную» гарантию зачисления в вуз.

В эти дни, когда в Самарканде завершается прием документов в высшие и средне-специальные учебные заведения, традиционно активизировались посредники, которые берутся гарантированно устроить потенциальных абитуриентов в любой вуз. Самые высокие ставки, судя по признаниям родителей выпускников и самих абитуриентов, установлены в Самаркандский медицинский институт. Здесь наиболее «рейтинговыми» и престижными считаются лечебный и стоматологические факультеты. Для того, чтобы гарантированно застолбить себе место в кузнице кадров для здравоохранения в этом году необходимо располагать «инвестиционным фондом» в размере 15 тысяч долларов. В прошлом году сумма материального вознаграждения за такие услуги колебалась в пределах 10 тысяч долларов США. Однако, на самом деле, даже такая крупная взятка не даст вам гарантии поступления на бюджетные отделения.

Популярность медицинской профессии в Самарканде значительно превосходит даже такие актуальные на сегодня специальности как банковское дело, экономика, юриспруденция. Конкуренция за белые халаты настолько высока, что даже для поступления в медицинские колледжи необходимо иметь «лапу» - крепкие знакомства.

Как признался «Фергане.Ру» один из учащихся такого учебного заведения, места в медколледжах начинают занимать уже с января. Во многих случаях получается так, что к лету все вакансии в основном распределены. Документы, конечно, продолжают принимать у всех желающих, даже если число претендентов превышает плановый набор учащихся. В этом случае среди претендентов проводятся тестовые испытания. Те, кто не наберет достаточное количество баллов, будет вынужден устраиваться в менее востребованные колледжи и лицеи.

Кстати, для продолжения образования в высшем учебном заведении совсем не обязательно предварительно получать профильное образование в колледже. В Узбекистане эта ступень дает, прежде всего, полное среднее образование. Поэтому в тот же медицинский институт можно пытаться поступить и после окончания строительного колледжа.

После медицинского института наиболее дорогими в плане взяток считаются факультеты с экономической специализацией. Например, на факультет банковского дела в Институт экономики и сервиса трудно попасть даже имея на руках пять-шесть тысяч долларов. Автору этих строк рассказывали, что один молодой человек из сельской глубинки уже третий год приезжает в Самарканд с пятью тысячами долларов для поступления на банковский факультет этого вуза, и все напрасно. Судя по активным слухам, в этом году поступление на факультеты экономической направленности в Самарканде оценивается в пределах 7-9 тысяч долларов.

На фоне сумм, о которых говорят в окрестностях медицинского и экономического институтов, такая перспективная профессия, как программист практически ничего не стоит. Знающие люди утверждают, что гарантированно поступить в Самаркандский филиал Ташкентского института информационных технологий можно и за 2,5-3,5 тысячи «зеленых».

Значительно дороже котируется Самаркандский Государственный архитектурно-строительный институт.

Зачастую непреодолимые финансовые барьеры стоят не только перед желающими получить высшее образование. Без денег и знакомств трудно рассчитывать на поступление в ряд престижных колледжей и лицеев. Среди них - колледж банковского дела, экономический, юридический колледжи.

Пора вступительных тестов - горячая не только для абитуриентов. Это волнительный момент для так называемых «джентельменов удачи», которые надеются урвать свою долю на стремлении людей к свету образования. За чисто символическое вознаграждение они обещают абитуриентам и их родителям подготовку и поступление в колледжи, лицеи и даже на отдельные факультеты некоторых вузов. Ведь подготовленные ребята могут поступить туда и благодаря собственным знаниям. Однако после умелой психологической обработки родители таких абитуриентов теряют уверенность и все же открывают свои кошельки. Такие лжепосредники, собрав немалые деньги с 15-20 претендентов на дипломы, ничего не делают для продвижения своих «клиентов». Они терпеливо дожидаются результатов тестов. В случае провала абитуриента, извинившись, они возвращают родителям вложенные средства. А вознаграждение, полученное от наиболее удачливых абитуриентов, с чистой совестью кладут себе в карман, выдавая их успех за результат собственных стараний.

Если учесть, что число потенциальных претендентов на поступление только в колледжи и лицеи в этом году в Самаркандской области составляет порядка 72 тысяч человек (таково количество выпускников местных школ), то шансы на то, что ставки некоторых «джентельменов удачи» все же сыграют свою роль, не так уж малы.

О том, что вступительная кампания пронизана коррупцией, свидетельствует и сезонная активность сотрудников правоохранительных органов. Каждое лето в криминальных сводках можно встретить сообщения о задержании тех, кто содействует внедрению своих людей в учебные заведения незаконным путем. Однако борьба с этим социальным злом с помощью карательных органов малоперспективна. Рост размеров взяток в этой сфере обусловлен системным кризисом в сфере образования, который допускает саму возможность участия в этом процессе так называемого «человеческого фактора». Ведь не случайно многие посредники в борьбе за деньги абитуриентов говорят о том, что их человек, готовый решить все вопросы позитивно, сидит непосредственно в Республиканском тестовом центре.

Работает на коррупцию и сложившийся менталитет общества. Сегодня процент тех, кто верит в вероятность поступления в учебные заведения за счет знаний и целеустремленности, крайне низок.

С другой стороны, в Самарканде уже не первый год наблюдается такая тенденция: родители выпускников школ сознательно отказываются от дальнейшего образования своих детей. Они понимают, что даже если их ребенок окажется в колледже, то для того, чтобы их чадо не казалось белой вороной, платить придется все равно. Это - всевозможные «точечные» сборы денег, зачеты, экзамены, «отмазки» от хлопка. Поэтому многие выбирают более прагматичные пути. Они отдают своих детей в ученики к действующим мастерам, например парикмахерам, портным, автослесарям, тем, кто занимается ремонтом квартир. Для родителей важно, чтобы их дети получили реальную профессию и опыт. Такое «жизненное» образование многим сегодня видится более перспективным.

Максим Исаев