Сын заключенного Рустама Усманова просит президента Узбекистана помиловать его отца
О страшной судьбе знаменитого бизнесмена мы подробно рассказывали в статье «Арифметика Рустама Усманова: Четырнадцать плюс пять». В начале текущего года известный в прошлом банкир, доктор наук, журналист и писатель, уже отсидевший 14 лет срок за экономические преступления, был прямо в колонии осужден еще на пять лет лишения свободы. Родственники Усманова и даже его адвокат узнали о случившемся лишь постфактум. Отчаявшись в скором времени увидеть Усманова на свободе, его сын Шухрат пишет открытое письмо президенту Узбекистана Исламу Каримову, в котором излагает ранее не известные подробности злоключений своего отца, приведших его к долгим годам заключения. Мы публикуем это письмо полностью.
«Президенту Республики Узбекистан И.А. Каримову
Уважаемый Ислам Абдуганиевич, обращается к Вам сын Усманова Рустама Турдыевича, 1948 года рождения, осужденного в 1998 году андижанским областным судом на 14 лет лишения свободы за валютные операции, производившиеся на территории Кыргызстана, за должностной подлог и за вымогательство 2100 долларов США у женщины одиночки с двумя детьми. Мы многократно обращались к Вам, в прокуратуру и другие инстанции с просьбой справедливого суда и объективного приговора. Все наши усилия были тщетны.
Устав бороться, к тому же понимая, что папино дело не является обычным уголовным делом, мы решили ждать окончания срока заключения, отдавшись на милость Аллаха. И вот за месяц до окончания срока мы узнаем, что папу перевели в СИЗО-9 г.Нукуса и в данный момент он находится под следствием. 2 февраля 2012 года, за 12 дней до освобождения из 14-летнего заточения, за до сих пор не известные нам преступления, которые были якобы им совершены, но не доказаны в суде, его обвиняют в нарушении режима внутренней дисциплины и добавляют к его сроку 5 лет колонии строго режима! За что? Якобы он, 64-летний старик, унизил заключенного, якобы он еще раз унизил другого заключенного, якобы он дал свою зубную щетку и мочалку третьему заключенному и за это ему дали максимальный срок! Значит, он 14 лет тихо сидел и вдруг за месяц до освобождения понял, что никуда не хочет уходить с Жаслыка, где он находится, понял, что тюрьма ему очень нравится и решил в срочном порядке систематически нарушать режим мелкими пакостями, пока ему не добавят срок! Абсурдно и жестоко!
Если его не хотели выпускать, или если он находится под контролем каких то органов власти , то почему же ему этот срок не добавили раньше? Почему ждали 14 лет и заставили надеяться и верить не только его самого, но и всех членов его семьи? Ведь было бы намного гуманней, хотя бы по отношению к его жене и детям (а насколько я помню, мы претендуем на звание гуманного государства), если бы это было сделано намного раньше, хотя бы за год.
Мне кажется, что ответ на этот вопрос кроется в том, что у папы нет врагов в лице крупной структуры власти, а есть один враг - страх. Страх той же администрации колонии или ГУИНа, перед Вами или структурой СНБ, что если они его выпустят, то у них могут быть проблемы и поэтому лучше перечеркнуть человеку судьбу: мол, столько лет сидел сможет еще посидеть. А попытаться разобраться, за что и почему этот человек сидит? Не оклеветали ли его? Почему его так все боятся выпустить? Что же он знает такого (чего он и сам не знает), из-за чего его боятся отпустить? Людей, которые захотели бы выяснить правду, пусть даже ценой своей должности, чем же этот человек может навредить государству, таких настоящих людей у нас нет!
Уважаемый Ислам Абдуганиевич! Мой отец всегда помнит и говорит нам, что Вы для него сделали много хорошего. Он раньше рассказывал нам, а теперь рассказывает внукам, что все, чего он смог достичь - это все только благодаря Вам. Также он верит в то, что Вас против него настроили люди, которые увидели или захотели увидеть, а потом и убедить Вас, что он - враг.
Ислам Абдуганиевич, Усманов Рустам Турдыевич, человек, который когда то привлек Ваше внимание своей справедливой критикой в адрес хокимов, высшего и среднего руководящего звена, в адрес людей, в нечистоплотности которых через некоторое время Вы сами убеждались, человек, который не боялся высказать свою точку зрения открыто, конечно, был неудобен для многих людей, которым было нужно представить его Вам как человека, выступающего против Вас. И понимая, что те люди имеют больше возможности, чем я, тем не менее хочу попробовать Вас убедить, что он никогда не был Вашим врагом и никогда не выступал против Вас.
После того как мы узнали, что ему добавили срок и сообщили нам об этом уже так поздно, что у нас уже не было возможности написать апелляцию, мы наняли адвоката. Адвокат отправился в Кунград, где проводился суд, чтобы выяснить обстоятельства. Судья на вопрос, "почему не пригласили адвоката?" ответил, что папа отказался от адвоката. "Почему не проинформировали родственников?" Ответил, что родственники не захотели приехать. На просьбу выдать приговор ответил отказом, а на просьбу показать регистрацию приговора в реестре, стал путаться в датах. Не смог вспомнить, когда приговор был зачитан - 2 февраля или 8 февраля. А на вопрос, дали ли возможность подсудимому написать апелляцию, ответил, что папа сам отказался от подачи апелляции. Что это? Обычный произвол?! А потом, в конце разговора, по секрету сказал адвокату: не занимайся этим делом, не мучай ни меня, ни себя. Этот человек финансировал террористов!
Какие террористы? О чем он говорит? Это и есть неофициальная версия осуждения моего отца?! Значит, все считают, что папа поддерживал каких-то террористов? Если так, то почему не доказана папина причастность к какой-либо террористической группировке, почему в суде он осуждается за экономические преступления и почему все делается тайком и скрытно? Если у кого-то есть доказательства его причастности к каким-либо террористическим организациям или доказательства его выступлений или его действий против государства и лично Вас, то почему бы не придать это огласке широкой публики или не провести суд касательно его вины против государства?! Если он виноват, в том, в чем его подпольно обвиняют, значит, пусть ответит, а если боятся открыто обвинить его в этом, что он выступал против Вас, значит, этого и не было!
Если позволите, я немного вернусь назад и попробую рассказать со слов папы, что, как он предполагает, было на самом деле. Я не буду указывать имена, если они кого-нибудь заинтересуют, то не сложно узнать их от папы, он сам лично все расскажет.
Если помните, в 1992 году по Вашему предложению был открыт первый частный банк "РУСТАМБАНК" с уставным капиталом 150 млн.сум, который был выдан по Вашему указанию ЦБ Узбекистана. Через некоторое время человек от Вашего имени попросил отблагодарить казну города. И папа добровольно передал в хокимият 15 квартир и 15 двухуровневых коттеджей, находящихся в районе Сергели. Еще через какое-то время этот же человек предложил ему кресло депутата и назвал сумму в 10 млн долларов США. На что папа согласился и попросил только устроить ему до этого встречу с Вами, попасть к Вам на прием, и только после этого он, мол, передаст деньги. Через несколько дней после этого его кандидатуру в депутаты отозвали, отозвали лицензию у его банка, устроили покушение на него, убили ни в чем не повинного сторожа, сымитировав ограбление банка, и еще много чего.
У него не было возможности оправдать себя. Он был вынужден покинуть страну и уехать в Киргизию. Однажды при пересечении границы с Узбекистаном (в то время дороги были открыты и была возможность проехать из Джалал-абада в Ош через Ханабад), его машину останавливают, его арестовывают и привозят в подвал МВД. Через три дня министр МВД З.А. Алматов освобождает его со словами: "Президент Вам верит". Он уезжает обратно в Киргизию.
В феврале 1998 года ему звонят и предлагают встретиться в Ташкенте. Он приезжает в Ташкент и в офисе его знакомых его арестовывают и снова помещают в подвал МВД. 19 октября 1998 года его обвиняют в недоказанных судом и следствием фактах, не прислушиваясь к показаниям свидетелей, среди которых был только один свидетель, подтверждающий его вину и то тот являлся истцом, не дав отцу последнего слова, прервав заседание судья Имамов М.Р, зачитывают приговор. Приговор, в котором нет ни подписи осужденного, ни печати судьи! Истец потом пишет письмо отцу, где просит его простить и признается, что его заставили. Судья Имамов дает понять, что у него не было другого выбора. По всему этому видно, что против отца настроена конкретно какая то личность, имевшая на тот момент влияние, человек, который в выгоду своих личных целей представил отца врагом народа и государства, а также настроил Вас против него.
А сейчас уже совсем другие люди по инерции считают его Вашим врагом и, не разбираясь, боятся его освободить, пусть даже незаслуженно, но все же отсидевшего от звонка до звонка срока, и добавляют новый срок. И опять позволяют себе произвол.
Уважаемый Ислам Абдуганиевич, мое письмо получается несколько сумбурным, потому что хочется написать все, что на душе наболело и поэтому выходит немного коряво. Прошу за это меня простить. Уважаемый Ислам Абдуганиевич, даже если Вы убеждены в том, что Усманов Рустам Турдыевич, считающий Вас своим учителем, мог Вас предать, не откажите ему и выслушайте его, пожалуйста. Он уже сполна отсидел и за то,что не сделал, и за то, что сделал. Простите его, пожалуйста, за все! За его правдолюбие, за его любовь к справедливости, за его острый язык, за то, что если он вдруг оказал Вам свое непочтение как Учителю! Мы всей семьей просим Вас его помиловать и дать ему возможность искупить свою вину.
С уважением Усманов Шухрат».
Международное информационное агентство «Фергана»