Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Москва, скажи «да»! Быть или не быть Центру адаптации детей беженцев?

Москва, скажи «да»! Быть или не быть Центру адаптации детей беженцев?

Московский Центр адаптации и обучения детей беженцев при комитете «Гражданское содействие» до 27 июля должен освободить подвальное помещение на Долгоруковской улице, 33, которое он занимает с 1998 года. Как мы уже сообщали, 13 апреля 2015 года Комитет «Гражданское содействие» получил уведомление о том, что Департамент имущества города Москвы (ДИГМ) 13 июля в одностороннем порядке прекращает действие договора об аренде этого помещения. Причины такого решения неизвестны, говорит директор Центра Ольга Николаенко.

- Договор аренды с Департаментом был заключен в 2006 году. Согласно документу, аренда предоставлялась на три года. Но в 2009 году стороны решили, что, поскольку эти отношения длятся уже очень много лет, договор будет пролонгирован бессрочно. Мы заключили дополнительное соглашение, были письма, подтверждающие это решение. Поэтому, когда в Комитет пришло письмо из Департамента, мы решили, что это недоразумение. И отправили им письмо с копиями документов, подтверждающих, что помещение находится в бессрочной аренде. Но примерно через месяц нам пришло второе письмо от Москомимущества, в котором говорилось, что они в курсе, но все равно расторгают с нами договор. Наш руководитель Светлана Ганнушкина отправляла письменные запросы столичным властям. Но на все эти запросы приходил один и тот же ответ: мы расторгаем договор, потому что мы имеем право расторгнуть договор. Без объяснения причин. И никакого объяснения не было дано – нарушили мы что-то или у Департамента есть какие-то свои планы на это помещение. До сих пор ни мы, ни другие чиновники, которые по нашей просьбе пытались что-то выяснить, не получили никакого ответа, - рассказала Ольга Николаенко.


Ответ Госкомимущества на запрос Комитета «Гражданское содействие» о причинах выселения Центра

Как сообщила «Фергане» руководитель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, после получения уведомления она неоднократно писала письма московским чиновникам и пыталась решить проблему при личном общении, но безуспешно.

- Как член правительственной Комиссии по миграционной политике я подняла вопрос о нашем выселении на недавнем заседании Комиссии, где присутствовала вице-мэр Москвы Наталья Сергунина, непосредственно курирующая земельно-имущественные вопросы, и первый вице-премьер Игорь Шувалов, который, обратившись к ней, сказал: «Наталья Алексеевна, почему у нас выгоняют Светлану Алексеевну?». Сергунина записала себе на бумажку о нашей проблеме. Потом Михаил Федотов (советник президента России, председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. – Прим. ред.) направил ей официальное письмо. Но через некоторое время и он, и мы опять получили сухой ответ без объяснения причин: выселяют, потому что имеют право, - говорит Ганнушкина.

До первого июля в Центре кипела жизнь - сюда приходили дети беженцев, переселенцев и трудовых мигрантов из Афганистана, Конго, Сирии, Таджикистана, Украины, Узбекистана и других стран, откуда их родители бежали от войны, голода или безработицы. Волонтеры Центра проводили с ними занятия по русскому и английскому языкам, математике. Для многих ребят это была единственная возможность получать образование: в последнее время иностранным детям нередко отказывают в приеме в школу из-за отсутствия регистрации.


Еще недавно в этом классе дети занимались русским языком и математикой

Сейчас занятия в Центре приостановлены. Детей отпустили на каникулы до сентября. За это время «Гражданское содействие» попытается решить вопрос с помещением. В коробки пока собраны только некоторые наиболее ценные и важные вещи. На данный момент ситуация такова, что договор с ДИГМ уже утратил силу, и Центр должен освободить подвал на Долгоруковской.

- Этот центр очень нужен, - говорит Ольга Николаенко. – У нас сейчас обучаются 73 ребенка и еще очень много желающих. Мы просто не можем всех принять. И полноценных аналогов нашему Центру нет. Мы считаем, что город очень заинтересован в нашей работе. Это подтверждает то обстоятельство, что мы получаем субсидию от столичного правительства - Комитет общественных связей Москвы оплачивает нам около 60 процентов стоимости аренды. Это был грант, и договор с Комитетом действует до конца 2015 года. Город нам платит, чтобы мы платили городу аренду. И при этом тот же город, который признал нас достаточно нужными, чтобы нас субсидировать, отказывает нам в помещении. Получается абсурдная ситуация.


В этом классе с живописным деревом тоже шли занятия

- Вы уже ищете новое помещение?

- Да, мы начали поиски. Но вопрос в том, найдем ли аналогичную площадь за сравнительно небольшие деньги, которые мы платили здесь. На меньшей мы просто не разместимся. Мы ведь живем за счет добровольных частных пожертвований. Это волонтерский проект, мы все - и координаторы, и наши преподаватели, - волонтеры, которые ничего не получают за работу в Центре. Все поступающие средства идут на аренду, оплату коммунальных услуг, охраны, проездные для детей, небольшое питание. Мы устраиваем благотворительные завтраки, приглашаем на них писателей, режиссеров - в общем, известных людей. Приходящие на такие мероприятия гости бросают пожертвования в ящик. В общем, мы постоянно находимся в поиске денег. И вот так, практически на честном слове мы существуем уже 19 лет.

Потребности Центра, который оказывает государству неоценимую помощь в адаптации и интеграции маленьких иностранцев, на самом деле более чем скромны. Об этом говорит размещенный на сайте Центра призыв поддержать его жизнедеятельность: «На оплату помещения, еду, проездные для детей ежемесячно необходимо около 30.000 рублей. Спасибо вам за любую помощь!»
Еще весной, когда мы не знали, что нас будут выселять, строили планы о том, как прекрасно будем развиваться здесь в следующем году. 73 ребенка – это капля в море. К нам приходит гораздо больше людей, некоторые месяцами стоят в очереди к нам. Мы проводили занятия уже и в коридорах, и на кухне, за моим столом и даже на улице в теплое время года. У нас сложилась хорошая команда, и мы уже подумывали о том, чтобы организовать и развивать что-то вроде сети с основным Центром и филиалами в районных библиотеках или домах культуры, востребованность которых сейчас невысока. Часто дети просто не могут до нас добраться, потому что многие живут на очень отдаленных окраинах, и мы хотели стать ближе к детям. В этом году мы уже открыли два дополнительных подмосковных центра - в Лосино-Петровском и Ногинске. В этих городах огромная община сирийских беженцев. Там мы обнаружили много детей, которые несколько лет уже здесь живут и нигде не учатся. Сначала мы помогли им организовать занятия на арабском языке, затем организовали интенсивные курсы русского языка, с помощью УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. – Прим. ред.) наняли преподавателей. Все летние месяцы по пять дней в неделю они занимаются с детьми русским языком. Надеемся, что проекты будут продолжены - мы все время ищем источники финансирования.

Но сейчас речь идет уже не о расширении, а о сохранении самого Центра. И это особенно грустно, потому что мы – простые граждане, которые помогают государству делать его работу. Нам очень обидно будет потерять Центр, потому что здесь столько всего чудесного происходит, домашнего и уютного. У нас всегда есть какая-то культурная программа: мы водим детей в музеи, парки, культурные центры, вместе отмечаем праздники, ставим с детьми спектакли и еще много всякого интересного.


Директор Центра Ольга Николаенко со своими подопечными

- Какой контингент детей сейчас посещает ваш Центр?

- За эти годы через Центр прошли более тысячи детей. У Центра были разные этапы. Когда начинали в 1996 году, это были дети с Северного Кавказа, горячих точек и дети, которых по распоряжению тогдашнего мэра Москвы не принимали в школы без московской регистрации. Тогда усилиями «Гражданского содействия» это распоряжение было оспорено. Затем больше стало детей трудовых мигрантов, которым нужна была адаптация к школе. Сейчас по приказу Минобрнауки у нас опять без регистрации не принимают детей в школу.

В настоящее время у нас три программы. Одна работает в режиме сопровождения детей, у которых есть пробелы в языке и других предметах и сильное психологическое напряжение из-за этой ситуации. Они приходят сюда на дополнительные занятия, чтобы нормально усваивать школьную программу. Кроме того, важно, что у них вообще появляется «своя» среда, новые интересы. Это помогает им преодолеть изолированность и в школе. Другая программа - «Школа на коленке» - охватывает детей, которые учатся только у нас. Они не посещают основную школу, в основном, по причине отказа в приеме. Таких детей у нас около двадцати. Как следствие - такие дети хуже знают русский язык, потому что они долгое время сидели дома, вне школы. С ними здесь занимаются основными предметами - русским, математикой, английским языком. Третья программа охватывает маленьких детей - от четырех до девяти лет. Это всесторонняя подготовка к школе - и психологическая, и по предметам, что очень важно, потому что чем раньше ребенок адаптируется, тем легче ему будет влиться в социум и учиться наравне с местными сверстниками. Приезжие дети могут стать полноценными членами нашего общества, воспринимать эту страну, как свою, и язык, как свой, если им помочь, а не ставить заслон между ними и школой. Кроме того, мы помогаем и взрослым - в основном, мигрантам, - подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку и истории.

- Ваши волонтеры - кто они?

- Волонтеры у нас очень разные. В основном, студенты и старшеклассники. Есть иностранцы - и взрослые люди, и студенческая молодежь, которая здесь обучается. У нас преподают и пенсионеры - бывшие преподаватели. Например, есть у нас такая прекрасная Майя Сауловна Табачникова, преподаватель и журналист, ей уже за 80, но она очень активная. Есть и ученые со степенями, например, Михаил Лашкевич - он физик, работает в научном институте. Или англичанин Ян Маршал, математик. Очень все разные. Даже есть бывший сотрудник МИДа, который сейчас преподает в Швеции в университете. А когда приезжает в Россию, занимается с нашими детьми.

- Что движет всеми этими людьми и вами в том числе?

- Это и опыт, и ощущение невероятной осмысленности своей деятельности, которая приносит пользу самым незащищенным членам общества. Когда все только начиналось в 1996 году, организовалась небольшая группа студентов, которые в свободное от занятий время приходили учить детей. Светлана Алексеевна задала им тот же вопрос. И они ответили: это же такой опыт живого общения!

У нас недавно был «бунт на корабле». Мы объявили, что распускаем всех на каникулы, но и волонтеры, и дети отказывались заканчивать занятия - сказали, что на следующей неделе мы все равно соберемся снова. Я их понимаю, потому что от каждого такого дня есть ощущение, что этим детям стало немного легче, что какая-то мировая несправедливость, хоть на каплю, но уменьшилась. И это очень важное ощущение, не говоря уже о том, что здесь происходит знакомство и общение волонтеров друг с другом, волонтеров с детьми - многие начинают дружить семьями. Это такая очень интересная жизнь, в которой здорово участвовать.

Если бы не вся эта ситуация, мы бы, скорее всего, работали бы еще в режиме летнего лагеря. И сейчас занятия бы еще шли, и активнее могла быть культурная жизнь. Но, увы, мы вынуждены отвлечься на решение вопроса собственного выживания.

- Каковы ваши дальнейшие шаги?

- С одной стороны, мы продолжаем искать новое место. С другой стороны, в борьбе за это помещение мы пишем письма на имя мэра, президента и других должностных лиц, которые могут повлиять на ситуацию. Собянину уже писали, и будем обращаться еще. Сейчас пишем письмо Путину.

«Гражданское содействие» будет пытаться сохранить старое помещение Центра, подтвердила «Фергане» Светлана Ганнушкина. Если же договориться с ДИГМ не удастся, то хотя бы надо понять причину внезапного расторжения договора.

Светлана Ганнушкина
- Мы планируем находиться здесь до того момента, пока нас не начнут выселять в судебном порядке, чтобы хотя бы узнать причину нашего изгнания. Потому что с нашей стороны за все эти годы никаких нарушений не было. То есть, 27 июля мы не уйдем отсюда, а будем ждать судебного решения о нашем выселении. Мы хотели бы узнать, что это - акция против Комитета «Гражданское содействие» или чисто коммерческое решение. Если второе, то на каком основании оно принято. Самое неприятное для нас, что нам не только не объясняют причину выселения, но и не предоставляют других предложений аренды или перезаключения договора. Если они хотят отдать этот подвал под коммерческий наем, то почему бы не переговорить с нами, не предложить нам другие варианты? Ведь мы арендуем эти помещения с 1998 года, являемся давними и долгосрочными партнерами Москомимущества. У нас всегда были нормальные партнерские отношения, и мы не хотим ни с кем ссориться. Можно было сделать все по-человечески, найти приемлемое для обеих сторон решение, а не вышвыривать нас на улицу, просто потому, что «имеем право - и все», - отметила Ганнушкина.

17 июля в 13:00 часов на улице Долгоруковской, 33, строение 6 состоится пресс-конференция с участием руководителя Комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной - по поводу выселения Центра адаптации и обучения детей беженцев из занимаемого им помещения. Приглашение принять участие в пресс-конференции направлено и в Департамент имущества города Москвы. Ответа из этого ведомства Комитет не получил.

Нигора Бухари-заде

Международное информационное агентство «Фергана»