Новая выставка в Ташкенте – «февральская оттепель» в актуальном искусстве Узбекистана
Открывшаяся 1 февраля в Галерее Изобразительного искусства Узбекистана выставка «Констелляция. Постскриптум» стала яркой демонстрацией потенциала художественных идей.
В апреле 2005 года Швейцарское Агентство по развитию и сотрудничеству при поддержке Академии художеств Узбекистана организовало в Ташкенте первую экспозицию актуального искусства. Выставка «Констелляция» прошла тогда в пространстве пустующих цехов одного из старых промышленных предприятий. Необычный для постсоветской страны опыт «арт-конверсии», всколыхнувший творческую инициативу, особенно среди молодого поколения скульпторов и живописцев, требовал продолжения и развития. По признанию организаторов новой выставки, они сами были поражены силой и глубиной резонанса, который вызвало в художественных кругах их предложение.
Большинство из оригинальных работ в жанрах инсталляции и видео-арта, представленных заинтересованным зрителям, не просто увлекали новизной авторских находок, но предлагали искать, и предоставляли возможность находить в них богатство множественных смыслов, спрессованных под внешне грубоватой и экспрессивной формой внешней подачи, присущей современному концептуализму.Например, композиция Уктама Саидова «Открыть героя», посвященная легендарной личности Хошима ибн Хакима, в философском плане напоминает о «белых пятнах» истории. Как известно, Хаким, по прозвищу Мукана, в начале средних веков возглавивший народное восстание против арабского завоевания, скрывал свое лицо под маской из белой материи. Но инсталляция состоит из семи скульптур, плотно обернутых в полотно, за которым едва угадываются человеческие черты. По мысли художника, вся история Узбекистана до сих пор пола неизвестных героев, узнать имена которых - задача для современников.
По другому, но не менее многозначна, работа молодой художницы Елены Камбиной «Преодоление». Бумажный кораблик детских надежд и мечтаний во взрослой жизни, чтобы преодолеть гнет обыденной суеты и мелочных проблем, сделался таким большим и стремительным, что, как ледокол, пробился сквозь монолитную стену.Острый интерес и сочувствие зрителей, особенно журналистов, вызвала «исповедальня» за ширмой в стиле Интернет-кафе, снабженная броским плакатом с призывом открыть душу непосредственно Богу по Его электронному адресу. Но внутри матерчатой кабинки с макетом компьютерного терминала «клиентов» ожидала такая знакомая соотечественникам ситуация!.. Впрочем, и в этом случае, наверное, не стоит останавливаться на очевидной актуальности художественного замысла, поскольку смысл инсталляции не исключает и более философского прочтения.
Возможно, доступ к Богу не заблокировали провайдеры и сетевые администраторы, а Он оказался на миг Сам перегружен количеством наших грехов?..Центральное место на «Констелляции» 2005 года занимала работа маститого художника Вячеслава Усеинова «Константа», позже завоевавшая Гран-при на III Международном Биеннале современного искусства в Ташкенте. В экспозиции «Констелляция. Постскриптум» композиция, созданная Усеиновым, также привлекла внимание силой смысловой экспрессии и масштабностью воплощения.
Из одного конца зала стартует самолет, сложенный из сырцовых кирпичей, как дома в сельских районах Узбекистана. В другом конце зала его встречают человеческие фигуры, одетые в рабочие комбинезоны, сшитые из клетчатых дорожных баулов. Художник снабдил свою инсталляцию весьма скромным и лаконичным пояснением, что речь идет лишь о том, как «в современном мире встречаются традиции и плоды технического прогресса».Известный арт-диссидент Вячеслав Ахунов, допущенный к участию в выставке, представил вниманию зрителей очередную свою задумку из серии «игр с дурной бесконечностью» или попыток перевести «количество в качество». По его словам изначальный замысел этой инсталляции пришел к нему еще в 70-х годах прошлого века, когда он решил разместить крошечные репродукции знаменитых картин К.Малевича и В.Кандинского на донышках пустых спичечных коробков.
- Тогда это объяснялось государственным запретом на творчество авангардистов, - пояснил Ахунов. - С другой стороны уже тогда меня преследовала идея о неизбежной сакрализации обыденного или, если вам так угодно, одновременной профанации сакрального. Теперь, когда в художественных галереях независимого Узбекистана постоянно выставляются полотна русских авангардистов из музея Савицкого, я переосмыслил давнишнюю задумку, и решил выставить 365 спичечных коробок с собственными рисунками и записями, сделанными с 1976 по 1990 год, до развала СССР.- Я рад, что административные ограничения на творчество сняты. - сказал художественный хулиган, и прямо с выставки улетел в Манчестер - презентовать свои изыскания английской публике.
По одному из замыслов организаторов проекта «Констелляция. Постскриптум», на выставке должна была возникнуть атмосфера, в которой молодые художники смогли бы сопоставить свои идеи с опытом старших коллег, уже реализовавшихся в области современного искусства. Эта цель, несомненно, достигнута, и актуальное искусство в Узбекистане получило новый мощный импульс для дальнейшего становления и развития. Состоявшуюся выставку, по ее результатам и резонансу, наверное, можно считать не постскриптумом, а прологом к будущим творческим поискам.